Аутизм

Детский кататонический аутизм

Тяжелая форма расстройства выражается кататоническим возбуждением. Проявляется она, чаще всего, следующими действиями:

  • однообразная ходьба, переходящая в бег;
  • крик;
  • смех, плач;
  • длительные стереотипные движения;
  • импульсивность, выраженная в неожиданных поступках.

Моторное возбуждение подавляет инстинктивную деятельность, выражается негативизмом, приступами оцепенения или восковой гибкости. Попытки физического воздействия провоцируют сопротивление, гипертонус и настойчивое стремление избежать прикосновений.

Приступ может сопровождаться произнесением отдельных слов, слогов, звуков. При этом тембр голоса и громкость постоянно меняются: ребенок то шепчет что-то неразборчивое, то вдруг резко переходит на крик. Встречается стереотипное повторение фраз, отчетливое либо растянутое и смазанное.

Диагностика Аутизма у детей:

Аутизм у детей диагностируют по одновременному наличию трех признаков:

  1. коммуникативных нарушения
  2. трудностей в социальном взаимодействии
  3. повторяющегося, стереотипного поведения.

Причем следует учитывать, что они появляются, пока ребенку не исполнилось 3 года. Если же ему больше 3-х, врачу следует задуматься о другом диагнозе. Нейропсихологи для уточнения диагноза проводят исследование по критериям двух международных классификаций психических расстройств и заболеваний. Из указанных классификаций минимум 6 симптомов должно быть у ребенка, чтобы ему поставили диагноз «аутизм».

За ребенком нужно наблюдать в среде, которая является привычной для него. Следует провести интервью с родителями с применением стандартизированных документов. Применяют Опросник для диагностики аутизма. Анамнез собирается по Шкале наблюдения для диагностики аутизма.

Если ребенка госпитализировали, используют Оценочную Шкалу Детского Аутизма. Такие методы применяются в Европе и США, а в наших странах нет стандартов диагностики и соответствующе обученных врачей. Как правило, педиатр с трудом может заподозрить аутизм у малыша с нетипичным поведением, а родители часто умалчивают некоторые факты, очевидно, боясь страшного диагноза и отказываясь в него верить.

При подозрении на аутизм у ребенка следует провести медкомиссию, в составе специалистов должны быть психиатр, невролог и психолог, а также узкий специалист по заболеваниям аутистического спектра, родители и воспитатели (в случае посещения ребенком детсада).

Диагностика аутизма у детей усложнена тем, что данное заболевание сложно отличить от подобных. Это опасно, поскольку лечение аутизма не такое, как при умственной отсталости или шизофрении. Если ребенка лечить неправильно, аутист никогда не станет нормальным. Чем раньше начато лечение, тем большие результаты оно даст, позволив ребенку стать полноценным членом общества.

Online-консультации врачей

Консультация педиатра
Консультация иммунолога
Консультация кардиолога
Консультация специалиста по лечению за рубежом
Консультация неонатолога
Консультация психоневролога
Консультация эндокринолога
Консультация гомеопата
Консультация аллерголога
Консультация генетика
Консультация детского психолога
Консультация пластического хирурга
Консультация невролога
Консультация хирурга
Консультация диагноста (лабораторная, радиологическая, клиническая диагностика)

Новости медицины

Футбольные фанаты находятся в смертельной опасности,
31.01.2020

«Умная перчатка» возвращает силу хвата жертвам травм и инсультов,
28.01.2020

Назван легкий способ укрепить здоровье,
20.01.2020

Топ-5 салонов массажа в Киеве по версии Покупон,
15.01.2020

Новости здравоохранения

Глава ВОЗ объявил пандемию COVID-19,
12.03.2020

Коронавирус атаковал уже более 100 стран, заразились почти 120 000 человек,
11.03.2020

Коронавирус атаковал 79 стран, число жертв приближается к 3200 человек,
04.03.2020

Новый коронавирус атаковал 48 стран мира, число жертв растет,
27.02.2020

Что такое аутизм

Точную причину аутизма ученые пока еще не определили. Но медики уверены, что к появлению аутических расстройств приводит комплекс факторов. Среди предполагаемых триггеров, из-за которых возникает аутизм, врачи называют:

  • генетические факторы (как взаимодействие разных генов, так и мутации);
  • воздействие химических веществ (в том числе медикаментов) на мать во время беременности или на новорожденного;
  • нарушения метаболизма;
  • нарушения гормонального фона;
  • вирусные и бактериальные инфекции.

Чаще аутизм встречается у мальчиков, а также если в семье есть ребенок с аутизмом, риск того, что еще один малыш родится с этим расстройством составляет 20%.

Признаки РАС у детей до года

Первые признаки аутизма у некоторых детей можно заметить еще в двухмесячном возрасте:  они не следят глазами за движущимся предметом, не поворачивают голову в сторону мамы и никак не реагируют на ее появление в поле зрения. Распознать заболевание можно, наблюдая за реакциями малыша, его поведением, пониманием происходящего

Признаки аутизма у маленьких детей можно заметить в раннем возрасте, и если отсутствие речи в возрасте до года является нормой, то стоит обратить внимание на такие моменты:

  • не реагирует на собственное имя;
  • не делится своими достижениями с мамой;
  • не смотрит в глаза и не ищет одобрения своим поступкам;
  • отсутствует лепет, звукоподражания, жестикуляция;
  • любит теребить волосы, ленточки.

Признаком аутизма в 3 месяца является отсутствие зрительного контакта с мамой. Он смотрит как бы сквозь нее, оставаясь погруженным в свой внутренний мир.

Симптомом аутизма у детей до года может быть отсутствие желания познавать окружающий мир и делиться своими открытиями с мамой.

Симптомы аутизма в 2 года

В возрасте 1-2 года у ребенка развиваются коммуникативные навыки: он радуется приходу близкого человека, подражает мимике и действиям взрослого, узнает людей на фотографиях, появляются звукоподражания и первые слова. Родителей должны насторожить следующие признаки аутизма у детей в 2 года:

  • избегает прикосновений, объятий, не хочет сидеть на руках даже у родителей;
  • чтобы успокоиться, малыш может раскачиваться из стороны в сторону, обнимать себя за плечи;
  • не копирует поведение родителей;
  • не подражает интонациями, словами, действиями;
  • нет элементарных бытовых навыков: пить из чашки, умываться, мыть руки;
  • ребенок кажется «самодостаточным», ему никто не нужен;
  • во время игры сортирует предметы по цветам, строит их в ряды.

Серьезное проявление аутизма у детей 2 лет – отсутствие указательного жеста. Часто малыш использует руку мамы или другого человека, чтобы выполнить какую-либо манипуляцию. Случается, что ребенок развивается согласно возрасту, но в один момент начинается регресс: пропадают речевые и коммуникативные навыки. Это может произойти после болезни или стресса.

Признаки аутизма в 3 года

Примерно в возрасте 3-х лет ребенок входит в социальную категорию «я сам»: он все стремится делать самостоятельно, появляются сюжетно-ролевые игры вместо простых манипуляций с игрушками.

Болезнь аутизм  имеет такие симптомы у трехлетнего ребенка:

  • малыш слишком привязан к маме, не происходит сепарации и нет стремления делать что-либо самостоятельно;
  • о себе ребенок говорит в третьем лице;
  • в речи много придуманных слов и фраз;
  • многократно цитирует одни и те же отрывки из книг или рекламы;
  • все новое может вызывать истерики;
  • гиперактивность, неусидчивость;
  • ребенок использует для игры неигровые предметы, часто зацикливается на деталях (например, смотрит часами на колесики);
  • игра не имеет сюжета.

Ребенок с аутизмом не идет первым на контакт, не выражает своей просьбы.  Привязанность к людям ему нужна лишь для удовлетворения бытовых потребностей.

Признаки аутизма у детей 4 лет

В 4 года дети уже понимают правила поведения в обществе, усваивают морально этические нормы. Дети с РАС не слушаются, не понимают, поступают так, как им выгодно. Симптомы детского аутизма в 4 года:

  • может резко появиться речь, несвойственная для ребенка;
  • отсутствует интерес к чему-либо;
  • малыш не задает вопросов;
  • нет реакции на свое имя, о себе продолжает говорить в третьем лице;
  • не чувствует людей, не понимает их эмоций, может проявлять жестокость;
  • проявляет избирательность к пище и одежде;
  • может ходить в одной и той же обуви.

Редко у детей присутствуют все признаки нарушений аутистического спектра. Чаще всего ярко выражены 3-4 фактора, определяющие заболевание.

Ультразвук

Эта процедура применяется уже свыше 30 лет, и за это время частота ее применения значительно
возросла, хотя есть признаки, говорящие об ее опасности. Уже в 1979 году проводились исследования,
ставившие под вопрос применение ультразвука и изучавшие его потенциальное влияние на ДНК и модели
роста и развития. В 1987 году была опубликована исследовательская работа, в которой сообщалось о
нарушениях миелинизации, вызываемых ультразвуком диагностического уровня. Интенсивность ультразвука
в этой работе была сопоставима с величинами, применяемыми для ультразвуковой визуализации у
людей.

В 1993 году в другой работе было сделано заключение, что у детей, подвергавшихся воздействию
ультразвука во внутриутробном периоде, в два раза чаще возникает задержка развития речи. В связи с
этим в работе рекомендовалось предупреждать пациентов об уязвимости плода перед влиянием вредных
факторов.

Ультразвук стал намного чаще применяться в дородовом периоде, но безопасность и эффективность
этого метода все еще остаются сомнительными. Даже Управление контроля пищевых продуктов и лекарств
США (FDA) заявляет:

Хотя ультразвук используется уже много лет, беременные и члены их семей должны
знать, что долгосрочное влияние повторного воздействия ультразвука на плод полностью не
изучено.

В 2005 году ученые сообщали:

Ультразвук должен применяться в акушерстве только по медицинским показаниям, и
воздействие его должно быть по возможности минимальным из-за вероятного разогрева тканей. Было
продемонстрировано, что увеличение температуры во время внутриутробного периода наносит ущерб
развивающейся нервной системе плода.

Еще через год другая исследовательская работа предупреждала, что ультразвук может влиять на
развитие мозга плода.

Согласительная конференция Национального института здоровья (NIH) утверждает:

Считалось, что процедура не несет с собой никакого риска, так как подтверждений
ее вредного влияния на людей получено не было. Однако информация из других источников заставляет
предположить, что с использованием ультразвука может быть связан гипотетический риск. Аналогично,
эффективность многократного применения ультразвука для улучшения ведения беременности и ее
завершения во многих случаях была тоже лишь гипотетической, а не доказанной. Особенно это относится
к его значению как метода рутинного скрининга у беременных.

Исследования показывают, что среди тех, кто подвергался воздействию ультразвука, в четыре раза
выше перинатальная смертность, повышенное число случаев повреждения мозга, демиелинизации нервных
клеток, дислексии, задержки речи, эпилепсии и трудностей обучения.

Помимо повреждений нервов, вызванных ультразвуковыми волнами, вызывают беспокойство и
последствия ошибочных диагнозов, связанных с использованием ультразвука. На ранних стадиях
беременности матерям может быть дана неточная информация о развитии плода. Во время беременности
матери и без того чувствительны к вопросам здоровья их еще не родившихся детей. Когда им говорят,
что, возможно, не все в порядке, их тревожность возрастает, напрямую влияя на увеличение выделения
гормонов стресса. Исследования ученых определили, что высвобождение этих гормонов во время
беременности оказывает долговременное влияние на неврологическое развитие ребенка и его поведение.
В акушерстве не учитывается стресс матери и влияние этого фактора на развитие ребенка.

Иногда с помощью ультразвука определяют вес ребенка и срок, когда он должен родиться, и очень
часто матерей принуждают стимулировать роды или даже делать кесарево сечение. Однако научная
литература предостерегает о ненадежности ультразвука для этих целей. Сколько младенцев получили
неврологические повреждения из-за этой легкомысленной практики?

Прогноз

Специалисты дают благоприятный прогноз при таком диагнозе. Расстройство не опасно для жизни, хоть и влияет на ее качество. Будущее ребенка напрямую зависит не только от формы и степени тяжести болезни, но и от своевременного ее обнаружения, а также от правильной терапии.

Важно помнить, что аутизм – это не приговор. Если особенному ребенку создать комфортные условия, он сможет получить походящую профессию и будет вести нормальный образ жизни без особого дискомфорта или проблем

Существует множество примеров, когда люди с аутизмом не только учатся контролировать свое состояние, но и достигают успехов на профессиональном поприще. Есть сведения, что такая патология была даже у ученого Чарльза Дарвина, режиссера Стэнли Кубрика и бывшего президента США Томаса Джефферсона.

Важно помнить, что особое значение приобретает психологическая реабилитация, грамотное и регулярное лечение. Только так можно адаптировать ребенка к социуму, научить его коммуницировать с окружающими и обеспечивать собственные потребности

Методы лечения аутизма

Задача центров для детей с аутизмом – скорректировать заболевание и адаптировать ребенка к жизни в социуме.

С детьми работают разные специалисты:

  • психологи;
  • логопеды;
  • неврологи;
  • коррекционные педагоги.

Назначается медикаментозная терапия, особое внимание уделяют развитию таких навыков:

  • коммуникативных;
  • социальных;
  • игровых;
  • академических.

Эффективное лечение аутизма предполагает моделирование таких условий, в которых мозг ребенка будет развиваться. Использование современных методик лечения аутизма у детей дает возможность развить функции ребенка до нормального состояния.

Важной задачей коррекционных педагогов является научить родителей правильно взаимодействовать со своим ребенком, стать его проводником в счастливую жизнь.Хорошие результаты в лечении аутизма у детей показывают процедура микрополяризации и терапия Томатис. В нашем центре аутизма есть все необходимое современное оборудование для помощи детям и их родителям

Поведение маленького аутиста

Аутизм – это прежде всего нарушение коммуникативной функции, контакта ребенка с окружающими его людьми. Ребенок живет в мире зрительных образов, звуков, тактильных ощущений, но при этом впечатления для него самоценны, он не стремится поделиться ими с мамой или папой, которые выполняют для него исключительно инструментальную функцию, являясь источниками пищи, тепла, комфорта. Для таких детей характерны повторяющиеся, навязчивые действия: кто-то часами крутит все попадающиеся под руку вертящиеся предметы, от маленького мячика до крышки большой кастрюли, наблюдает за льющейся из крана водой, кто-то выстраивает в ряд машинки или кубики, кто-то играет с ниточкой, накручивая ее на палец или тряся ею перед глазами. Они могут долго кружиться на одном месте или кругами ходить по комнате на цыпочках.

Часто маленькие аутисты чрезвычайно музыкальны: они получают явное наслаждение от любимых музыкальных произведений, мелодий и даже отдельных звуков.

Маленький аутист выглядит уверенным и независимым. Гуляя, он идет один, сопротивляется попытке взять его за руку, и только испугавшись чего-то, например, большой собаки, прячется за взрослого. Но и страхи его не всегда объяснимы с точки зрения обычной логики: он боится пылесоса, его пугают шумные, людные места, но, как правило, он не осознает опасности, связанной с высотой или с движением транспорта, может выскочить на проезжую часть и даже улечься поперек.

Как правило, он пресекает попытки матери успокоить его, приласкать, обнять, отпихивая ее от себя. Что и говорить о физических контактах с посторонними людьми, врачом или парикмахером, например. Медицинский осмотр или стрижка становятся стрессом для всех участников процесса из-за бурного сопротивления. Накормить – тоже проблема. Ребенок настолько избирателен в еде, что порой его рацион состоит всего из трех-четырех блюд (например, творог, каша, банан), все остальное безоговорочно отвергается.

Маленького аутиста очень сложно уговорить прервать занятие, если он чем-то увлечен, убедить попробовать что-то новое, а родительские волевые действия (снять с качелей, увести домой с прогулки, накормить, усадить на горшок) вызывают бурную истерику, а порой и агрессию.

Аутичные дети и их родители оказываются в замкнутом круге: ребенок не имитирует порой даже самых простых, обычных действий, мама не получает сигнала готовности, навык не развивается. Когда родители спохватываются и начинают срочно учить ребенка тому, что его ровесники уже давно освоили (есть ложкой, пользоваться горшком, надевать носки), их волевые действия, как правило, вызывают у ребенка активное неприятие: во-первых, у него отсутствует мотив (стандартная система поощрений/наказаний с таким ребенком не работает); во-вторых, он хочет как можно скорее вернуться к занятию, приносящему ему глубокое удовлетворение – например, открывать и закрывать ящики письменного стола или шкафа, хлопать дверьми, в сотый раз рассматривать картинки в любимой книжке.

Ограничение положения матери при родах

В дополнение к прямому токсическому действию эпидуральной анестезии, с ее началом матери не дают
покидать постель, где она обычно лежит на спине. Ограничение движения во время родов мешает
нормальной биомеханике тазового отдела женщины в процессе родов. В положении лежа на спине
нормальное вращательное движение крестцово-подвздошных суставов становится невозможным, движение
крестца ограничено, и роды могут замедлиться или даже остановиться. Трудные и остановившиеся роды
из-за контроля за положением матери в это время приводят к еще более сильным болям и нагрузке на
нервную систему матери и ребенка.

Для наблюдения за ребенком используется специальное электронное устройство (Electronic fetal
monitoring — EFM), хотя нет доказательств его эффективности. Результаты научных исследований
показывают, что его использование не способствует улучшению результатов родов и, в сущности, может
мешать последним. А ограничение положения матери, вызванное использованием этого устройства, может
являться основной причиной увеличения осложнений при родах и травм младенцев.

После того как обнаруживают угнетение плода, прибегают к механическим вмешательствам. Именно в
это время и происходит наибольшая часть неврологических повреждений. Один из исследователей родовых
травм, д-р Авраам Тоубин, сообщает нам:

Механические нагрузки, возникающие при акушерских манипуляциях, даже при
стандартных конвенциональных процедурах, могут оказаться невыносимыми для плода… Во время родов
часто случаются травмы позвоночника и ствола головного мозга, но нередко их не удается
диагностировать. Дыхательная недостаточность у новорожденного — это основной признак тяжелой
травмы. У младенцев могут оставаться устойчивые неврологические дефекты, отражающие первичную
травму.

Травмы от рутинных процедур во время родов повреждают нежные головной и спинной мозг ребенка.
Когда повреждены дыхательные центры ствола головного мозга, у младенца нарушается приток кислорода.
Нарушение функции нервов, каким бы незаметным оно ни было, может отрицательно сказаться на любом
аспекте здоровья и благополучия младенца и сейчас, и в будущем.

Способы лечения аутизма у детей

Было бы неправильно утверждать, что можно вылечить аутизм у детей или у взрослых. Полное излечение такого расстройства невозможно. Однако комплексная терапия позволяет существенно снизить симптоматику, повысить коммуникативные навыки, скорректировать поведение и в разы повысить качество жизни.

  • Психологическая помощь. Направлена на социальную адаптацию, работу с коммуникативными трудностями, распознавание эмоций и настроения окружающих. Позволяет ребенку комфортно чувствовать себя в обществе.
  • Обучение и воспитание. Педагогические методики, которые учитывают особенности патологии, позволяют расширить словарный запас, сформировать правильную речь. Индивидуальные занятия в привычной обстановке избавляют малыша от стресса, повышают эффективность.
  • Приобретение навыков самообслуживания. Существует комплекс действенных техник и методик, которые корректируют поведение и учат ребенка находиться в социуме, адаптироваться к окружающему миру и самостоятельности.
  • Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты позволяют скорректировать поведение и некоторые проявления патологии. Они не лечат болезнь, но улучшают качество жизни, помогая справляться с поведенческими проблемами: гиперактивностью, тревожностью, агрессией, нарушениями сна, истериками.Выбирать препараты должен исключительно врач после обследования ребенка. После достижения ремиссии прием лекарств постепенно отменяют.
  • Диета. Расстройство сопровождается сбоями в работе обменных процессов. Организм не переваривает белки, глютен и казеин. В течение всей жизни показана диета, которая исключает эти вещества – безмолочное,безглютеновое питание.

Если у ребенка во время обследования находят сопутствующие болезни, лечение дополняется другими лекарствами, методами и подходами.

Методы лечения

Способ лечения, подобранный специалистом, будет зависеть от состояния больного и стадии расстройства. Положительный результат не наступает одномоментно, а требует терпения и значительных усилий.

Комплексный подход всегда имеет эффект. В первую очередь применяются терапевтические действия, направленные на коррекцию общения и поведения ребенка. Для этого используют следующие виды терапии:

  • речевая – занятия с логопедом;
  • поведенческая – основана на системе мотивации и поощрения;
  • оккупационная или трудотерапия – акцент на формировании навыков повседневной жизни;
  • социализации – умение общаться и строить отношения;
  • развивающая – способствует раскрытию интеллектуальных и эмоциональных способностей;
  • игровая – применяется для обучения;
  • визуальная – с использованием картинок, фотографий или видеоматериалов
  • сенсорная – стимулирует способность мозга обрабатывать информацию, полученную через прикосновения;
  •  пет–терапия – тесное взаимодействие с животными: лошадьми, собаками, кошками, дельфинами.

Медикаментозное лечение стает актуальным лишь в случаях проявления приступов агрессии, судорог, эпиактивности. При отсутствии подобных симптомов лекарственные препараты не применяются.

Среди аппаратных методик следует выделить микротоковую рефлексотерапию, электрошоковую терапию. С их помощью происходит запуск неактивных зон головного мозга: лобных долей, речевых зон, серединно-стволовых структур.

Аутизм в различных проявлениях, как и шизофрения, относится к хроническим заболеваниям. Это означает, что полностью избавиться от него невозможно.

Однако люди ведь научились жить с сахарным диабетом, бронхиальной астмой и прочими неизлечимыми недугами. То же самое происходит и с расстройствами аутического спектра. Современные методики коррекции поведения, применяемые на ранних стадиях болезни, позволяют вести активный образ жизни, самостоятельно обслуживать себя, быть полноценным членом общества.

Автор статьи

Файнштейн Татьяна Александровна

Психиатр, Детский психоневролог, Детскоподростковый психиатр, Детский психиатр.

Врачебный стаж: 12 лет

Записаться на прием

Заключение

Важность естественных родов нельзя недооценивать при рассмотрении вопроса о состоянии здоровья
наших детей в будущем. Под руководством Майера Эйзенштейна, врача, доктора юриспруденции, магистра здравоохранения, врачи,
работающие в «Хоумфёрст хэлз сервисиc» в столичной зоне Чикаго, помогли родиться на дому
более 15 000 детям

У нас не было ни одного случая аутизма среди невакцинированных детей,

— заявил Эйзенштейн. Международная сеть по изучению проблем, связанных с кесаревым
сечением (ICAN), советует:

Следует так выспрашивать все у тех, кто будет ухаживать за вами, как будто от
этого зависит ваша жизнь. Для того чтобы у вас были здоровые роды, необходимо, чтобы между вами
были отношения, построенные на доверии. Если оценки риска, которые дает вам ваш медик, нелепы, а
критерии невыполнимы… то вы поймете, что вам нужно обратиться к кому-нибудь другому, потому что
этот доктор не дает вам надлежащей информации и не предоставляет вам возможностей, подходящих
здоровым роженицам. Изучите все варианты. Разузнайте об акушерках, домашних родах, дипломированных
медсестрах-акушерках, врачах-акушерах, семейных врачах и центрах по родовспоможению. Роды могут
проходить не только в больницах и не только с акушерами. Помните, что пользование медицинскими
услугами с низким уровнем риска и правильная оценка состояния часто помогает матерям и далее
оставаться в группе низкого уровня риска.

Беременность и роды заслуживают нашего уважения, а не вмешательства. Мы больше не можем
полагаться на несостоятельные системы, организации или власти, чтобы гарантировать исход родов. Все
больше матерей стараются искать на период беременности таких помощников, которые поддерживали и
поощряли бы естественные роды. В эту группу, в частности, входят акушерки, доулы (помощницы при
родах. — Прим. перев.), холистические акушеры, врачи-хиропрактики, специалисты
лечебного массажа, натуропаты и врачи китайской медицины. Их неоценимая помощь помогает нам вернуть
веру в свою изначальную способность поддерживать нормальную работу организма и быть здоровыми.

Заключение

Маленькие дети в спектре аутизма не обращаются за помощью (когда их обижают на детской площадке, когда развязываются шнурки и т.д.), но нужно обучать их этому навыку с самого начала. Научиться обращаться с просьбами о помощи, а позже и советы доверенных людей, подготовят их к различным типам социальных отношений, когда они достигнут подросткового и взрослого возраста.

Исследования сексуальных отношений среди подростков показывают, что хотя многие молодые люди предпочитают обращаться к своим друзьям за поддержкой и неформальным обменом сексуальной информацией (что, конечно, может означать дезинформацию), большинство из них хотели бы иметь возможность поговорить со своими родителями о сексуальных вопросах. Что может быть куда более актуально для молодых людей с аутизмом. Они часто исключены из подростковых дискуссий и, следовательно, могут стать объектом насмешек из-за социальной неуклюжести и незнания современной терминологии. Нет никаких сомнений в том, что родители должны обеспечить подросткам сексуальное образование. И это не одноразовое дело: общение с подростками должно быть постоянное, открытое и честное. Есть много задач, стоящих перед родителями ребёнка с расстройством аутистического спектра, и изучение человеческой сексуальности может быть оказаться не самой простой из них, но она – точно одна из самых важных.

Ссылки:
1. Autism Life Skills: From Communication and Safety to Self-Esteem and More – 10 Essential Abilities Every Child Needs and Deserves to Learn, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2008.
2. The Gray Center for Social Learning and Understanding, www.thegraycenter.org.
3. eHow, www.ehow.com.
4. Speechmark, www.speechmark.net.
5. Adolescents on the Autism Spectrum: A Parent’s Guide to the Cognitive, Social, Physical, and Transition Needs of Teenagers with Autism Spectrum Disorders, Chantal Sicile-Kira, Penguin Group, 2006.
6. Staffordshire Learning Net, www.education.staffordshire.gov.uk.
7. Making Sense of Sex: A Forthright Guide to Puberty, Sex and Relationships for People with Asperger’s Syndrome, Sarah Attwood, Jessica Kingsley Publishers, 2008.
8. Ballan, M.S. & Freyer, M.B. (2017). Autism Spectrum Disorder, Adolescence, and Sexuality Education: Suggested Interventions for Mental Health Professionals. Sexuality and Disability. doi:10.1007/s11195-017-9477-9

Представленный выше материал – перевод текста «Autism Spectrum Disorders and Sexuality». Оригинал статьи находится здесь.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: