Как работает суррогатное материнство в россии

ЭКО

На этом этапе превалируют психологические аспекты, специфические для всех программ экстракорпорального оплодотворения: боязнь медицинских осложнений от большой дозы гормонов, полученных во время стимуляции суперовуляции, напряженный период ожидания с момента переноса до момента получения результатов (2 недели).

Несколько слов необходимо сказать о донорских программах. К сожалению, иногда случается так, что по медицинским причинам невозможно использовать генетический материал одного (а в некоторых случаях, и обоих) родителей для получения эмбриона. Тогда у родителей возникает дилемма — прекратить программу и проститься с мечтой о ребенке либо использовать донорскую сперму и/или яйцеклетку, понимая, что генетически ребенок будет не совсем (или совсем не) близким им. Все, что здесь можно сказать — решение это всегда психологически очень тяжелое, и принять его придется родителям самостоятельно.

Чем чреваты психологические неурядицы участников процесса

Возможные проблемы суррогатного материнства на этом не заканчиваются. Человеческий фактор, который зависит от обеих договаривающихся сторон, играет очень значимую роль на протяжении всего процесса.

Всегда есть риск, что из-за психологической неустойчивости, которую во время обсуждения деталей не смогли разглядеть будущие родители, сурмама откажется после родов передавать ребенка биологическим родителям (согласно действующему законодательству РФ, младенец передается отцу и матери лишь после официального отказа от него родившей женщины). Нередки ситуации, когда будущей маме кажется, что она легко расстанется с младенцем, но впоследствии роженица понимает, насколько близок ей стал малыш за время беременности и родов.

Намного реже, но все же встречается и обратная сторона проблемы суррогатного материнства, при которой биологические родители оказываются психологически не готовыми принять ребенка, рожденного чужой женщиной. Это обуславливается тем, что во время беременности у женщины меняется гормональный фон, а организм и психика полностью перестраиваются на волну материнства. А если данный этап пропущен, то есть гормонального всплеска не было, существует риск, что у женщины, которая должна будет воспитывать чадо, просто не проснется пресловутый материнский инстинкт. Однако эксперты уверяют, что подобное случается очень редко. И при помощи психолога такая проблема решается довольно легко и быстро.

К тому же, по мнению психологов, практикующих по вопросам семейных консультаций, люди приходят к решению воспользоваться услугами суррогатной матери, как правило, после многолетних бесплодных попыток зачать дитя естественным путем. Поэтому для них ребенок становится долгожданным, величайшим счастьем.

Кроме того, доказано, что психологические связи «мама-ребенок» формируются в основном в первый год жизни, то есть в период младенчества. А это как раз то время, когда полноценную опеку над малышом берут уже генетические родители. Даже естественные роды не всегда приводят к немедленному пробуждению материнского инстинкта, поэтому в случае с замещающим материнством семейные консультанты рекомендуют воспринимать все происходящее как естественный процесс знакомства с новым человеком, взаимного познавания и привыкания.

А в семьях, где появления ребенка безуспешно ждали годами, возможен кардинально противоположный психологический перекос – в сторону чрезмерной опеки над малышом, создания рафинированных, тепличных условий жизни для ребенка, слишком сильных эмоций в проявлении большой любви счастливых отца и матери. Однако все это преодолимо и не сравнится с семейным счастьем, которое могут обрести родители и дети в полноценной семье.

Минусы суррогатного материнства

Одна из наиболее значимых проблем, связанных с суррогатным материнством, — его неприятие некоторыми слоями общества. Это может отрицательно сказаться на ребенке, если впоследствии он узнает о своем происхождении.

Другая проблема данной репродуктивной технологии — использование донорской яйцеклетки. Таким образом биологической матерью малыша является чужая женщина, а мать остается психологически отчужденной. 

Воздействие суррогатного материнства на психику женщины, вынашивающей чужого ребенка, также остается спорной темой. Для некоторых сурмам необходимость отдать ребенка, выношенного и рожденного ею, может стать серьезной психологической травмой. Осознание в процессе вынашивания чужого малыша также может повлиять на психику суррогатной матери.

Известны случаи влияния суррогатной матери на биологического отца малыша. Мужчина начал воспринимать сурмаму как реальную мать ребенка и разрушилась семья.

Этическая сторона вопроса: почему суррогатное материнство запрещено во многих странах мира

Суррогатное материнство нередко становится предметом не только правовых споров, но и этических.

Где в мире суррогатное материнство под запретом

В большинстве государств суррогатное материнство запрещено полностью или разрешено только на бесплатной основе.

Запрещено Разрешено на некоммерческой основе Разрешено
Австрия

Норвегия

Германия

Швеция

Франция

Дания

Польша

Португалия

Италия

Финляндия

Китай

Великобритания

Испания

Австралия

Канада

Нидерланды

Румыния

Венгрия (только родственное)

Некоторые штаты США

СНГ

Индия

ЮАР

Грузия

Белоруссия

Украина

Казахстан

ЮАР

В странах, где суррогатное материнство запрещено санкции грозят врачам, которые провели процедуру, а также посредникам, которые помогли бездетной паре найти мать.

В государствах, которые одобряют только некоммерческое материнство, разрешено оплачивать только текущие расходы суррогатной матери, запрещена пропаганда и реклама услуг.

Но согласно рекомендациям Европейского общества репродукции человека потенциальные риски суррогатного материнства и моральные возражения не являются веской причиной для запрета. Хотя для недопущения женской эксплуатации и оскорбления человеческого достоинства допустимо только некоммерческое суррогатное материнство.

Многие эксперты скептически относятся к такому подходу, указывая на то, что разница между платным и некоммерческим суррогатным материнством лишь в том, что в последнем случае женщина не получает никакой компенсации за нанесенный ущерб здоровью и риски, связанные с беременностью и родами. А суть суррогатного материнства при этом не меняется. Плюс ко всему под альтруистическим суррогатным материнством обычно завуалированы платные услуги и сурмамы получают неформальную благодарность за свою работу.

Биомама шлет фотки: хорошенькие получились

Положили на стол. «Начали», – скомандовал анестезиолог. И тут начались проблемы: я их предупреждала, что на спине лежать не могу. Но кесарево не делают иначе… Пришлось всей бригаде наклонять стол, «скатывать» малышей в одну сторону и держать. Тем временем я уже закатила глаза. Очнулась с кислородной маской на лице. Оказалось, все это длилось 20 секунд. А мне показалось – час. Но дальше все пошло очень быстро: детей извлекли минут за пять, с разницей не больше двух минут. Я услышала только их писк. Но успокоительное начало действовать, и я решила дремать. Анестезиолог контролировал мое сознание вопросами. Зашивали меня дольше, чем проводили операцию. Помню, начал дико чесаться нос.

Переложили на кровать, повезли в ПИТ. Оказалось, я там последняя из всех. Отходить тяжело психологически – ты видишь свои ноги, а они не двигаются! Страшно. Медсестра обкалывала чем-то, мерили давление автоматическим аппаратом, разрешили попить.

Тем временем чесался уже не только нос, а все тело. Сказали, что такая реакция возможна, нервные клетки «просыпаются» и реагируют на происходящее. Начала мерзнуть. Укрыли. Вставать разрешили, когда смогла пошевелить кончиками пальцев на ногах. Сначала присаживаться, потом сидеть, потом вставать. После 7 часов в кровати я решила рискнуть и встать, потеряла сознание. Давление 90/60, сахар 3,2. В таких попытках я провела сутки, хотя всех уже перевели в послеродовые палаты.

Истории о пустоте, которую можно преодолеть, только прижав ребенка к груди

Удивило следующее: нет нашатыря, не дают сладкого, нет каталки, чтобы перевезти в обычную палату на второй этаж. Чего добивались – не поняла. Но отлежалась до 11:00. Повезли меня в кресле, так как слабость была безумная.

Приехали биородители: и плачут, и смеются! Смешные. Все тут же подписали, рассчитались, передали документы. Они уехали в ЗАГС, я пошла спать.

Сегодня третьи сутки. Я хожу уже прямо. Матка не болит, но тянет шов. Обезболивающие уже не нужны, но для подстраховки дали свечи (помогают). Биомама сейчас со своими малышами, пишет, звонит, показала фотки: хорошенькие получились! Завтра домой! Уже очень соскучилась по своим дочкам.

Выпила больше таблеток, чем за всю жизнь

Не все легко и просто. Я пила кучу гормональных таблеток для роста эндометрия, для устранения овуляции, а после подсадки таблетки были горстями, а также уколы, так как из-за отсутствия овуляции у меня был низкий прогестерон, что, скорее всего, потом способствовало замиранию беременности на 2-м месяце, а синтетический не усваивался.

Я и «моя» биологическая мать испытали колоссальную психологическую нервотрепку, она похудела на 10 кг, у меня вены на ногах заболели, до сих пор последствия от «Прогеновы». В общем, минусов много.

За эти два месяца, наверно, выпила таблеток больше, чем за всю жизнь. Не стоят 20 тысяч в месяц такой нагрузки на здоровье, и я отказалась от дальнейшего сотрудничества.

Смотрите, суррогатная мать идет!

Еще один психологический аспект, который портит немало крови суррогатным мамам — неоднозначное отношение к институту суррогатного материнства в обществе. Да, социсследования показывают, что 70-75% населения относится к сурматеринству положительно или нейтрально. Но остаются еще 25%, мнение которых, по глубокому убеждению автора этих строк, сложилось под влиянием прессы. СМИ не интересует 99,9% программ СМ, которые закончились благополучно и ко всеобщему удовольствию — на них рейтингов и тиражей не сделаешь. Поэтому до обывателя доходят в основном конфликтные и негативные ситуации, и отношение к СМ там либо, в лучшем случае, брезгливо-жалеющее (вот дескать, до чего нужда довела), а то и просто резко негативное. Отдельные деятели не стыдятся прямо высказываться, что СМ — хуже проститутки. Интересно, почему те же люди с уважением говорят о профессии воспитателя в детском саду, тяжком труде учителей? Ведь суть того, что делает СМ — это принимает на себя ответственность за малыша в самый первый период его жизни. То же самое, что делают воспитатели и учителя, только мера ответственности неизмеримо выше. Тяжелый (любая хоть раз испытавшая беременность женщина это подтвердит), крайне нужный (спросите у любой бесплодной пары!), очень ответственный труд, который может и должен достойно оплачиваться.

И если кандидатка в СМ так не считает — обязанность агентства помочь ей проникнуться этой уверенностью.

Потому что если этой уверенности в ней нет — к программе суррогатного материнства ее допускать нельзя. Иначе дело может закончиться нервным срывом и форс-мажорным окончанием программы.

«Суррогатное материнство» и «Гражданский брак»

Согласно ч. 4 ст. 51 Семейного кодекса РФ , лица, состоящие в браке между собой и давшие свое согласие в письменной форме на имплантацию эмбриона другой женщине в целях его вынашивания, могут быть записаны родителями ребенка только с согласия женщины, родившей ребенка (суррогатной матери)».

Сотрудники ЗАГСа толкуют указанную статью следующим образом: мужчина и женщина должны состоять в зарегистрированном браке до момента переноса эмбриона суррогатной матери.

Является ли данное обстоятельство основанием для отказа в оказании услуг для одинокой женщины и (или) лиц состоящих в «гражданском браке»?

Начнем с того, что согласно содержанию ст. 2 Семейного кодекса РФ — Семейное законодательство ставит условия и порядок вступления в брак, прекращения брака и признания его недействительным, регулирует личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи, а также определяет формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Сама ст. 51 Семейного кодекса РФ называется – «Запись родителей ребенка в книге записей рождений».

Следовательно, нормы Семейного кодекса не распространяются на медицинские учреждения, а ст. 51 определяет основания для выдачи свидетельства о рождении, и не содержит каких-либо запретов на оказание медицинских услуг в зависимости от семейного статуса пациента.

Однако на этом проблему считать решенной преждевременно, т.к. отсутствие оснований для отказа в оказании медицинских услуг не предполагает возможность ЗАГСа применить норму ч.4 ст. 51 Семейного кодекса и выдать свидетельство о рождении.

С другой стороны, согласно ч. 9 ст. 55 ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», Суррогатное материнство представляет собой вынашивание и рождение ребенка (в том числе преждевременные роды) по договору, заключаемому между суррогатной матерью (женщиной, вынашивающей плод после переноса донорского эмбриона) и потенциальными родителями, чьи половые клетки использовались для оплодотворения, либо одинокой женщиной, для которых вынашивание и рождение ребенка невозможно по медицинским показаниям.

Однако, если содержание Семейного кодекса РФ регулирует порядок регистрации рождения ребенка и не распространяется на права граждан в сфере оказания медицинских услуг, то нормы закона » Об основах охраны здоровья » соответственно не являются руководящими для органов ЗАГС.

Иными словами, лица не состоящие в браке или одинокая женщина имеют право на лечение бесплодия с участием суррогатной матери, однако в законе прямо не предусмотрен механизм позволяющий произвести регистрацию рождения в подобных ситуациях.

Следует отметить, что безвыходным данное положение не является.

Согласно ст. 5 Семейного Кодекса РФ — в случае, если отношения между членами семьи не урегулированы семейным законодательством, к таким отношениям применяются нормы семейного права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона).

Законодатель, понимая, что Семейный кодекс в силу совершенно объективных причин не может содержать «ответы» на все вопросы в области семейного права, позволил нам применять принцип аналогии закона (сходные правоотношения).

Конечно, далеко не факт, что сотрудники ЗАГСа найдут в себе силы самостоятельно принять решение и совершить регистрацию рождения, руководствуясь общими нормами семейного права, но на этот случай в 4-й части ст.16 ФЗ «Об актах гражданского состояния» и в ст. 11 Гражданского кодекса РФ, предусмотрена возможность обжалования отказа ЗАГСа в судебном порядке .

На сегодняшний момент существует практика положительного разрешения данного вопроса в суде, а также практика решения вопроса на уровне ЗАГСа.

О чем спорят этики

В первую очередь, конечно же, подразумевается этическая сторона проблем суррогатного материнства, о которой говорилось выше. Противниками суррогатного материнства выступают в основном представители церкви разных конфессий и активистки феминистических движений, ратующие за права женщин.

Религиозные проповедники настаивают на том, что люди не должны вмешиваться в процесс творения новой жизни, монополия на который раньше всецело принадлежала богу. Феминисток же оскорбляет факт восприятия женщины как механизма для вынашивания и воспроизводства чужого потомства.

Аргументы церковных служителей легко парировать: современная медицина значительно улучшила качество человеческой жизни и продолжила ее срок, спасая жизни в тех сложных случаях, в которых еще 50-100 лет назад ничего нельзя было поделать – эти достижения восхищенно воспринимают и с удовольствием ими пользуются поклонники практически любой религии. Так чем же хуже помощь медиков в вопросах деторождения и ликвидации проблем, которые решает суррогатное материнство?

Доводы феминисток разбивает сам факт согласия женщин становиться сурмамами. К тому же, они получают достойное финансовое вознаграждение (в России сейчас сумма вознаграждения за вынашивание чужого ребенка колеблется от 15 до 40 тысяч долларов), которое может помочь им в уходе и содержании своих собственных детей, приобретении для них жилья, проведении дорогостоящего лечения и т. д. Поэтому об эксплуатации или ущемлении прав говорить не приходится.

Кроме того, по мнению психолога Анны Хныкиной, на подобный шаг здоровых женщин детородного возраста даже не всегда толкает желание заработка. Если женщина легко выносила и родила своего ребенка (или нескольких), она может осознавать свою способность без ущерба для собственного здоровья подарить счастье материнства одной из женщин, которым по той или иной причине недоступно деторождение естественным путем. То есть, с точки зрения психологов, в таком поступке может заключаться даже некий акт благотворительности, помощи во имя женской солидарности и продолжения человеческого рода на земле.

Даже если женщина руководствуется финансовыми мотивами, нельзя обвинять ее в аморальности. Любой рожденный ребенок, сразу попадающий в любящую семью, которая охотно берет на себя его воспитание и расходы на содержание – это будущий полноценный гражданин государства. Кроме того, замещающее материнство нельзя считать аморальным способом получения дохода в условиях современного мира, где процветают такие нелегальные виды бизнеса, как торговля наркотиками, финансовые махинации, проституция и многое другое.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: