Как участвуют родители в эмоциональном развитии своих детей
Осознать свою эмоцию – это важный шаг в эмоциональном развитии ребенка. Взрослые могут ему в этом помочь: понять и принять чувство, придумать уместные реакции на него. Как это сделать?
Настройтесь на детские чувства
Некоторые эмоции легко узнаются, другие менее очевидны. Настроиться на детские эмоции – это научиться читать язык тела ребенка, слушать и слышать его, иногда его слова могут сказать нам много больше, чем кажется, наблюдать за его поведением. Так мы можем больше узнать об эмоциональном мире и переживаниях наших детей, и дать более точные советы, которые помогут им справляться с эмоциями.
Помогите детям понять и принять эмоции
Общение с детьми, совместное чтение книг, просмотр мультфильмов и их обсуждение — могут дать детям знания об эмоциях, научить осознавать их, а также чувства других. Поощряя детей чувствовать себя комфортно со своими эмоциями, свободно говорить о чувствах, мы помогаем им развивать способы управления своими эмоциями.
Установите ограничения
Эмоции испытывать нормально, но есть ограничения на то, как они могут быть выражены, прежде всего на агрессивное, небезопасное или ненадлежащее поведение. «Испытывать гнев нормально, но бить маму, на которую ты злишься, — нельзя».Будьте примером
Дети узнают об эмоциях и как правильно их выражать, наблюдая за другими. Показывая детям, как вы понимаете и управляете эмоциями, дети учатся на вашем примере. Выйдя из себя, скажите: «Извини, я потерял самообладание (контроль, выдержку)» (потому что ни один из родителей не идеален!), а затем покажите, как можно исправить ситуацию.
Слышит ли ребенок в утробе мамы
Начиная со второй половины беременности, малыш уже реагирует на слуховые раздражители и отвечает на них учащением сердцебиения или изменением ритма движений. Орган слуха развивается стремительно, с 26-й недели (а по данным некоторых авторов, с 22-й недели) ребёнок уже может дифференцировать различные звуки. До рождения слух играет ведущую роль в познании малышом внешнего мира. Мозг крохи уже работает вовсю, и работа эта изначально заключается в реакции на слуховые раздражители. Но восприятие звуковой информации — сложный процесс и часто зависит от положения, которое ребёнок занимает в матке. Например, у восьмимесячного плода в головном предлежании (в этом случае малыш как бы висит вниз головой) будет больше возможностей для получения информации извне. На этом сроке его среднее ухо вполне созрело для «внешнего» пользования и реально воспринимает звуки окружающего мира. Другое дело — тазовое предлежание: из-за близости органов слуха плода к сердцу и лёгким мамы ребёнок будет, прежде всего, воспринимать их ритм, а не звуки извне.
Сейчас малыш слышит звуковые сигналы из двух миров: внешнего и внутреннего. Не думайте, что внутри матки тихо, как в банковском сейфе, — шумит кровь, бегущая по артериям, стучит сердце, работает пищеварительный тракт, а ведь мама ещё и говорит. Начиная с последнего триместра беременности, кроха может слышать голоса других людей, музыку, различные шумы. При этом у него формируются свои пристрастия: классическая музыка его успокаивает, ритмичная — вызывает желание немного помаршировать. Это неудивительно, ведь гармония произведений Моцарта и Вивальди близка к альфа-ритмам головного мозга. Кстати, некоторые учёные считают, что будущая мама, регулярно устраивая себе сеансы музыкотерапии, может не только привить малышу любовь к классическим мелодиям на всю оставшуюся жизнь, но и сформировать у него прекрасный музыкальный слух. Поэтому сядьте спокойно, расслабьтесь, настройтесь на общение с ребёнком. Положите под ноги подушечку, включите музыку и думайте о приятном.
Правда, количество звуков, доходящих до ушек разных малышей, неодинаковое. Это зависит и от того, насколько вес будущей мамы близок к идеальному (как правило, жировые излишки откладываются именно на передней брюшной стенке, создавая для крохи надёжный шумовой заслон), а также от количества околоплодных вод (чем их больше, тем глуше звуки). Понять, что именно слышит ребёнок, можно, произведя в домашних условиях нехитрый эксперимент. Нырнув в на-полненную ванну с головой, попросите кого-нибудь произнести пару слов прямо в воду. Теперь вы знаете, как воспринимает малыш мир внешних звуков.
Влияет ли состояние матери на ребенка?
На развивающегося в животе ребенка оказывают влияние каждое слово, эмоция или движение матери. Американские ученые доказали, что уже с 3 месяца он слышит звуки и ощущает прикосновения, успокаивается при спокойном состоянии женщины и начинает активно двигаться, когда она расстроена, агрессивна или занимается гимнастикой. Именно поэтому беременным рекомендуют внимательно следить за своим психологическим и физическим состоянием в 1 и 3 триместрах.
Малыш проецирует на себя все: отрицательные эмоции мамы, мысли, позитивные моменты. Это ученые объясняют тем, что в организме женщины при разном эмоциональном состоянии секретируются определенные гормоны, передающиеся ребенку. Например, когда мать радуется, в кровь выбрасываются эндорфины, которые попадают в организм ребенка и повышают настроение. Будущие мамы не должны сомневаться — малыш чувствует то же самое, что и они.
Способы развития эмоционального интеллекта
Эмоциональный интеллект развивается с помощью совместного творчества. Вместе с малышом лепите, рисуйте, делайте различные поделки, вовлекая в процесс эмоции: ежик из пластилина улыбается, потому что нашел яблочко, нарисованная девочка плачет, потому что потеряла мячик, и т.д. Пускай ребенок изобразит злую кошку. Следующим этапом может быть изучение оттенков эмоции: разъяренная кошка, сердитая, негодующая.
Помогает в распознании эмоций совместное чтение книг. Обсуждайте прочитанное, задавайте наводящие вопросы, внимательно слушайте ответы малыша, уточняйте, что, по мнению сына или дочери, чувствует главный герой книги
Обратите внимание на произведение В. Шиманских «Что такое эмоции и как с ними дружить»
Главные герои книги – забавные Монсики, смешные существа, которые научат ребят, как справляться с различными эмоциями: злостью, гневом, разочарованием, безмерной радостью, волнением, яростью, обидой, страхом и т.д.
Ребенок должен уметь проговаривать свои эмоции, чтобы взрослые смогли его услышать и понять. Малыш обращается к самым близким людям, своим родителям, когда переживает сильные жизненные ситуации. Возможно, он боится предстоящего экзамена, испытывает страх перед обидчиком, пугается темноты
Важно научить маленького человека проговаривать то, что он чувствует, чтобы в будущем ему не пришлось применять физическую силу в непонятной ситуации. Пока мальчик или девочка проговорят свою эмоцию, выслушают мнение взрослых, вместе найдут решение проблемы, они остынут и смогут спокойно найти выход из ситуации
Можно попереживать и ничего не предпринять или принять какое-то решение. Но ребенок должен четко понимать, что у него есть время на то, чтобы распознать свое чувство и подумать, что предпринять в создавшейся ситуации
Родители при этом должны быть рядом, вместе пережить эмоцию малыша и просто посочувствовать – для маленьких и больших детей это очень важно
Чаще хвалите сыновей и дочерей, говорите, какие они молодцы, как вы гордитесь ими. Критикуйте не ребенка, а его поведение. И не забывайте следить за собой, ведь если взрослые недовольны своей жизнью, ребенок обязательно будет копировать ваше поведение. Учите детей радоваться каждой минуте, чаще улыбайтесь, получайте позитивные эмоции из любой мелочи. Все, что происходит вокруг, должно доставлять радость, а не разочарование.
Как настроить себя на позитивный лад?
Чувства покоя и умиротворения во время беременности трудно достичь – перепады настроения у женщины случаются практически каждый день. Будущая мама должна научиться бороться с эмоциональным напряжением:
- обеспечить благоприятную обстановку для отдыха;
- слушать спокойную музыку, отказаться от просмотра триллеров и ужасов;
- принимать успокоительные чаи;
- на небольшом сроке можно принимать теплые ванны или ходить в бассейн;
- смириться с родами и надеяться на их благополучное и быстрое окончание;
- чаще общаться с близкими людьми;
- воспринимать происходящее вокруг с юмором;
- регулярно совершать пешие прогулки на свежем воздухе;
- стараться не верить в суеверия (запрет стрижки, вязания на спицах при беременности и т.д.);
- не стоит искать информацию по поводу негативного опыта родов.
Движения плода
Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».
Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.
Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, — предполагает ДиПетро.
Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», — говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».
Познавательная деятельность плода
Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.
Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, — а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.
Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, — они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.
Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.
Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, — отмечает Файфер, — но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.
Как взрослые участвуют в развитии саморегуляции ребенка
Родители становятся источником регуляции эмоций маленького ребенка и как бы заменяют ему еще не развившиеся у него функции префронтальной коры. Это прослеживается в том, как в новой или пугающей ситуации ребенок регулярно смотрит за реакциями родителя и копирует их; и чем младше ребенок, тем в большей степени он будет перенимать эмоции и поведение своих взрослых, сверяя по ним свои эмоциональные «часы». Так происходит неявное обучение тому, чего стоит бояться и избегать, а что не представляет опасности.
Эрин Клабоу пишет, что чем чаще родитель демонстрирует желательные, социально приемлемые и безопасные модели поведения, тем сильнее в мозге ребенка укрепляются нейронные связи, отвечающие за соответствующий стиль саморегуляции. Впоследствии, чем сильнее эти связи в мозге, тем выше вероятность, что они «сработают» у ребенка в нужный момент.
Вот несколько советов для родителей, которые хотят учитывать научные представления о развитии саморегуляции:
не избегайте негативных переживаний ребенка, признавайте право на их существование и проявляйте эмпатию;
учите детей замечать и называть свои чувства и ищите решения вместе;
выражайте весь спектр своих эмоций, а не только негатив (например, в форме ненасильственного общения);
не наказывайте ребенка за то, что он себя плохо чувствует и не может справиться с этим самостоятельно, это контрпродуктивно;
учите детей успокаиваться с помощью специальных практик: например, переводить внимание на что-то интересное и переоценивать ситуацию;
следите за тем, чтобы атмосфера, в которой ребенок находится большую часть времени была позитивной, а люди, которые его окружают, могли эффективно контролировать собственные эмоции и поведение. И последнее: помните, что, хотите вы того или нет, для ребенка ваше поведение — пример для подражания
Они следят за вами, а потом копируют
Именно поэтому важно, чтобы вы сами совершенствовались в выражении своих эмоции и вели себя в неприятных ситуациях и повседневной жизни так, как хотели бы, чтобы себя вел ваш ребенок.
И последнее: помните, что, хотите вы того или нет, для ребенка ваше поведение — пример для подражания. Они следят за вами, а потом копируют
Именно поэтому важно, чтобы вы сами совершенствовались в выражении своих эмоции и вели себя в неприятных ситуациях и повседневной жизни так, как хотели бы, чтобы себя вел ваш ребенок.
Как настроить себя на позитивный лад?
Чувства покоя и умиротворения во время беременности трудно достичь – перепады настроения у женщины случаются практически каждый день. Будущая мама должна научиться бороться с эмоциональным напряжением:
- обеспечить благоприятную обстановку для отдыха;
- слушать спокойную музыку, отказаться от просмотра триллеров и ужасов;
- принимать успокоительные чаи;
- на небольшом сроке можно принимать теплые ванны или ходить в бассейн;
- смириться с родами и надеяться на их благополучное и быстрое окончание;
- чаще общаться с близкими людьми;
- воспринимать происходящее вокруг с юмором;
- регулярно совершать пешие прогулки на свежем воздухе;
- стараться не верить в суеверия (запрет стрижки, вязания на спицах при беременности и т.д.);
- не стоит искать информацию по поводу негативного опыта родов.