Материнство у художниц
В XVIII веке под влиянием философа Жан-Жака Руссо материнская нежность превратилась в самостоятельную тему женского портрета. Гармоничная связь между матерью и ребенком воспринимались как выражение добродетели и источник земного счастья. Тогда же на арт-сцене наконец-то появляются художницы, готовые осмыслить материнство через призму собственного опыта.
Когда француженка Элизабет Виже-Лебрен пишет королеву Марию-Антуанетту в окружении малолетних чад, она нарушает канон парадного портрета в угоду семейной идиллии. Вместо застывших поз и отстраненных лиц мы видим трогательную интимную сценку: в центре — королева с младенцем Луи-Шарлем на руках, старшая дочь Мария-Тереза ласково льнет к матери, а дофин Луи-Жозеф указывает на колыбель, затянутую траурной тканью (недавно от туберкулеза скончалась малышка София, младшая из отпрысков королевской семьи).
Мари-Элизабет-Луиза Виже-Лебрен «Портрет Марии-Антуанетты с детьми» (1787)
На портрете Виже-Лебрен ненавистная для французов Мария-Антуанетта показана и величественной монархиней, и любящей матерью (какой она, кстати, была в жизни) — примером для своих подданных.
Однако настоящую революцию в изображении материнства произвела американская импрессионистка Мэри Кассат. Кассат — которая, кстати, не имела собственных детей — совершенно по-новому раскрыла взаимоотношения матери и ребенка через сцены повседневной жизни.
Минусы материнства
Изменения, которые протекают в женском организме, это необходимый этап для зарождения новой жизни, без этого невозможно рождение ребенка. Однако для самой женщины последствия беременности бывают весьма разрушительными.
Другими словами, изменения, протекающие в её организме, а также то, что происходит после родов, старят мать.
Новые генетические исследования, проведенные недавно в США, доказывают, что рожавшие представительницы слабого пола гораздо сильнее состарились на клеточном уровне, чем их нерожавшие сверстницы.
Стоит добавить, что в исследовании принимали участие почти 2 тысячи женщин в возрасте от 20 до 44 лет.
«Результаты исследования нас просто поразили. Как оказалось, материнство старит женщину на целых 11 лет. Вынашивание ребенка схоже с ускоренным клеточным старением в течение примерно 11 лет», — говорит эпидемиолог Анна Поллак (Anna Pollack) из Университета Джорджа Мейсона.
Ученые приняли во внимание и изучили генетические маркеры, так называемые теломеры. Эти концевые участки хромосом известны своей защитной функцией организма.. По длине теломера можно узнать возраст клетки — чем короче его «хвостик «, тем клетка старше
Так вот на участках с такими теломерами наблюдалась склонность к изнашиванию, а некоторые клетки просто погибали.
По длине теломера можно узнать возраст клетки — чем короче его «хвостик «, тем клетка старше. Так вот на участках с такими теломерами наблюдалась склонность к изнашиванию, а некоторые клетки просто погибали.
На преждевременные признаки старения также могут влиять и другие факторы, такие как лишний вес, вредные привычки, отсутствие полноценного сна, диабет и, как выяснилось в ходе исследования, еще и деторождение.
Все это сильно изнашивает организм женщины. Анализ ДНК подтвердил, что теломеры у рожавших женщин оказались как минимум на 4,2 процента короче, чем у нерожавших. Кроме того, оказалось, что чем больше у женщины детей, тем короче длина теломеров.
Миф 4. «Мужчина хоть когда отцом может стать»
Возраст отца, в отличие от возраста матери, никак не влияет на потомство
В противовес женским «тикающим часикам», мужской репродуктивной системе народная молва приписывает практически неограниченную фертильность. Даже в научных статьях можно встретить утверждения о том, что отцовство, в отличие от материнства, в любом возрасте не только возможно, но и вполне безопасно для потомства.
Безусловно, и у этого постулата есть рациональное обоснование. В силу устройства половой системы человека биологический вклад женщин в создание новой жизни куда выше мужского и требует несравнимо больших ресурсозатрат: отец участвует только в зачатии, а мать — еще и в вынашивании и зачастую выкармливании ребенка грудным молоком. Кроме того, у женщин существует физиологический предел фертильности — менопауза, в то время как мужской организм вырабатывает сперматозоиды с начала пубертата до самой смерти, если только в процесс не вмешается какое-либо заболевание.
То есть утверждение про возможность отцовства в любом возрасте можно назвать верным, что подтверждается известными случаями рождения детей от мужчин в возрасте 60–70 лет.
Так, риск развития расстройств аутистического спектра у детей, чьи отцы перешагнули 50-летний рубеж, составляет 0,52 %, что почти в 9 раз выше, чем у детей 20-летних мужчин — при этом возраст матери не влияет на вероятность рождения ребенка с аутизмом. Подобная закономерность характерна и для некоторых врожденных пороков развития, например гидроцефалии (4,2 % вероятности у детей 50-летних отцов, 2,2 % — у 25-летних), порока сердца (17,2 % и 12,1 % соответственно), атрезия пищевода (2,9 % и 0,9 % соответственно). Кроме того, риску подвергается и будущая мать: по статистике, осложнения беременности (преэклампсия, отслойка плаценты, гипертония и др.) у женщин, рожающих детей от партнеров старше 45 лет, возрастает в 1,5–1,8 раза по сравнению с той же вероятностью у женщин, чьим партнерам было от 25 до 35 лет.
По-прежнему актуальными остаются социальные трудности, связанные с воспитанием ребенка. Согласно данным исследования Анны Авдеевой, в России постепенно развивается культура «вовлеченного отцовства», предполагающая вклад мужчин в воспитание детей не только в виде материального обеспечения, но и в выполнения своей доли ежедневных забот о младенце и подросшем ребенке. Это означает, что мужчины, так же как и женщины, должны рассчитывать, хватит ли им сил и здоровья для полноценного участия в жизни детей, достаточно ли прочно их карьерное и материальное положение и т. д.
Материнство через фем-оптику
В 1970-х женские голоса в искусстве стали звучать все громче и настойчивей. Это совпало с открытием новых медиа, таких как фотография, видео и перформанс. Художницы быстро освоились с актуальными практиками, отводя центральную роль телу и стремясь разрушить его традиционное восприятие.
Венская акционистка VALIE EXPORT известна в первую очередь своими радикальными работами с сильным феминистическим уклоном. В 1976 году она делает серию цветных фотоколлажей, копируя жесты итальянской религиозной живописи, где представляет себя в виде Мадонны в окружении бытовых предметов — символов псевдоосвобождения домохозяйки в послевоенные годы.
В «Мадонне, рожденной от Пьеты Микеланджело» вместо тяжелых драпировок одеяния Девы Марии, на которых в оригинале покоится мертвый Христос, мы видим между ног художницы стиральную машину с красной тряпкой, выпадающей из открытого люка. Это имитация менструальной крови, которая даже после стирки не может быть уничтожена, потому что является частью природы женщины.
Вали Экспорт «Мадонна, рожденная от Пьеты Микеланджело» (1976)
Беременность меняет женщину
Специалисты связывают беременность с преждевременным старением женского организма.
А вот что на этот счет говорит 40-летняя мать троих детей Юлия: «У меня трое детей. Макияж спасает мало в ситуации, когда ты выглядишь плохо. Это похоже на то, как если пытаться замазывать трещины слоем штукатурки.
Окружающим кажется, что мне уже больше 50 лет, хотя на самом деле, мне едва исполнилось 40. Кроме того, я испытываю постоянные боли в спине. Всех детей я кормила грудью, вследствие чего мой размер груди с третьего уменьшился до первого. Иногда наступает ощущение того, будто из меня высосана вся энергия.
А после того, как я родила третьего ребенка, у меня произошел гормональный сбой, поэтому всю оставшуюся жизнь я буду принимать гормональные лекарства.
За эти десять лет я резко постарела. А вот мои бездетные подруги, напротив, выглядят гораздо моложе своего возраста. Помимо этого, у них есть лишние деньги на уход за собой (ведь они не тратятся на детей)».
Подобных историй, когда внешний вид женщины после родов ухудшается, немало. К сожалению, совершенно точно одно- женское тело после родов начинать усиленно стареть.
Итак, на женскую физиологию во время и после беременности влияет ряд факторов. Вот основные моменты, к которым должна быть готова женщина, которая решается на то, чтобы стать мамой:
1. Изменение гормонального фона
Изменение гормонального фона может привести к резкой смене настроения, ощущению послеродовой депрессии, приобретению лишних килограммов, а также появлению прыщей и ухудшению качества кожи.
2. Выпадение волос
Нередко после родов женщина начинает наблюдать, что волосы начинают резко сыпаться. Она может столкнуться с тем, что её шевелюра становится реже. Волосы могут потерять изначальный блеск и объем.
Это также одно из неприятных последствий беременности.
3. Отсутствие спортивных упражнений
Находясь в декретном отпуске, у женщины, как правило, мало времени на саму себя. Ведь нужно успеть всё: и уделить время ребенку, и приготовить, и убрать. Откуда же взять еще сил и энергии для спортивных тренировок или хотя бы домашних физических упражнений.
В результате –обвисшее тело, признаки целлюлита и огромное количество приобретенных комплексов и снижение самооценки у женщины.
4. Нехватка времени, чтобы ухаживать за собой, как раньше
Извечная нехватка времени приводит к тому, что женщина не успевает делать даже самые простые косметические процедуры- маски, пилинги.
Недостаточный уход за кожей лица, волосами, ногтями отрицательно отражается на общем состоянии и внешнем виде молодой мамы.
Изменения при беременности
5. Растяжки
Один из самых неприятных «сюрпризов», который поджидает будущую мать –это множество растяжек.
Растяжкам подвержены руки, ноги, но особенно страдает живот. Он становится похожим на морщинистую, обвисшую сумку. Согласитесь, в этом мало чего привлекательного.
Как правило, женщины начинают из-за этого жутко комплексовать, это вынуждает их носить бесформенную одежду, которая скрывает ненавистный живот, а также слитные купальники, за которыми можно спрятать лишний вес и обвисший животик.
6. Нехватка полноценного отдыха
Уделять время ребенку необходимо и днем, и ночью. Поэтому вполне логично, что мама очень часто не высыпается и не получает полноценный отдых.
Из-за регулярного недосыпа у многих женщин начинают появляться мешки под глазами, четко прорисовываются морщины, лицо имеет изможденный, уставший вид. А все эти признаки, безусловно, старят даже молодую женщину.
7. Увеличение и провисание груди
Когда грудь увеличивается во время беременности, не спешите радоваться. Нередко грудь увеличивается во время беременности и кормления, а затем её размеры резко уменьшаются.
В связи с этим появляются растяжки, форма груди может поменяться, а еще хуже- грудь просто обвиснет. А некоторые женщины даже столкнулись с тем, что грудь становится ассиметричной.
8. Разрушение зубов и ломкость ногтей
Разрушение зубов и ломкость ногтей –еще один существенный минус беременности. Во время вынашивания плода организм многих женщин испытывает дефицит кальция. Это, в свою очередь, приводит к разрушению зубов и ломкости ногтей.
Даже если до беременности у женщины были хорошие зубы, то во время беременности они просто начинают крошиться и разрушаться. А что уж говорить про тех девушек, которые и до беременности не могли похвастаться здоровой улыбкой. Скорее всего, их ждет полная катастрофа.
Потеря ребенка
Потеря ребенка — еще одна важная тема, которую в искусстве достаточно долго отображали только мужчины.
Евангельский сюжет об избиении младенцев был очень популярен в XIII–XVII веках.
Художники стремились передать весь ужас этого события: бессердечные стражники грубо хватают малюток, чтобы немедленно предать их смерти, а обезумевшие матери пытаются спасти своих детей.
Нельзя сказать, что подобные сцены были лишены реалистичности: многочисленные войны вполне могли служить для них прообразом (у того же Брейгеля мы видим в роли стражников карательные отряды герцога Альбы, славящегося своей непримиримой жестокостью в истреблении нидерландских протестантов).
Питер Брейгель (Старший) «Избиение младенцев» (ок. 1565–1567)
Однако взгляд художника-мужчины — это всегда взгляд со стороны. Что у Джотто, что у Никола Пуссена сцены избиения младенцев работают в лучших традициях драматического театра. Кричащие и плачущие женщины противопоставляются суровым воинам с оружием в руках, а обнаженные младенцы, лежащие на земле словно куклы, остаются недвижимы и беззащитны.
Джотто ди Бондоне «Избиение младенцев» (ок. 1306)
В этих сценах четко разделены добро и зло, сила и слабость. Женщины, как и дети, всегда пассивные объекты, жертвы действий мужчин.
Никола Пуссен «Избиение младенцев» (1629)
Более глубоко страдание матери, потерявшей ребенка, раскрывается в иконографии Пьеты — сцены оплакивания мертвого Христа Марией.
Сам сюжет возник в XIII веке в Германии и быстро распространился по всей Европе.
Изначально Марию изображали изможденной пожилой женщиной, держащей на руках истерзанное тело взрослого сына, но с развитием культуры Ренессанса образ стал меняться: Мария заметно помолодела, да и у Христа исчезли следы истязания. Исследователи полагают, что сюжет Пьеты возник как трагическая параллель к «Мадонне и младенцу».
Джованни Беллини «Мадонна на лугу, или Мадонна в зелени» (ок. 1505)
Таким образом художник соединил два главных христианских сюжета в одной композиции.
Женщины тоже обращались к сюжету Пьеты, но к христианскому канону в их работах, как правило, примешивался субъективный опыт утраты.
В 1938 году художница Кэте Кольвиц создала скульптуру «Мать с мертвым сыном», которая в 1993 году превратилась в мемориал жертв войны и тирании в Германии.
Кэте Кольвиц «Мать с мертвым сыном» (1938)
Несмотря на героический пафос, работа Кольвиц — результат личного переживания и несет в себе трагический опыт самой художницы. В Первой мировой войне погиб ее младший сын, а Вторая мировая забрала и внука.
В работах «Мать с двумя детьми» (1934), «Башня матерей» (1937–1938) и «Семена посева не должны быть перемолоты» (1941) Кольвиц обращается к социальному и политическому высказыванию. Идейные установки фашистской Германии предопределяли роли женщин и детей служением фюреру, поэтому художница изобразила матерей, которые своим телом, словно щитом, закрывают потомство от тлетворной идеологии.
Кэте Кольвиц «Мать с двумя детьми» (1934)Кэте Кольвиц «Башня матерей» (1937–1938)Кэте Кольвиц «Семена посева не должны быть перемолоты» (1941)
Творчество мексиканской художницы Фриды Кало скорее напоминает дневник — настолько много в ее картинах сокровенных переживаний. И одна из самых болезненных тем у Кало — невозможность стать матерью. В 18 лет Фрида попала в аварию и из-за полученных травм навсегда лишилась способности выносить ребенка.
Потерянный ребенок, орхидея (возможно, прообраз матки — «соединение сексуального и сентиментального»), улитка (сам процесс выкидыша, когда плод медленно выходит из лона), анатомический женский макет («попытка объяснить устройство женщины»), металлический механизм («механическая часть любого дела») и кости малого таза (перебитые в аварии, они стали причиной, по которой Фрида так и не смогла родить).
Фрида Кало «Больница Генри Форда» (1932)
Кровать Фриды словно парит в пустом пространстве на фоне безликого урбанистического пейзажа, который подчеркивает ее одиночество и отчаяние.