Помощница в родах
Традиционно помощь роженице оказывалась женщинами. Так, с древнейших времен у египтян, евреев и китайцев, а также в Древней Греции и Древнем Риме акушерская помощь находилась всецело в руках женщин (повитух). К помощи врача-мужчины прибегали только в тяжелых случаях. Долгое время для врача считалось недостойным заниматься акушерством и принимать роды. Во многих племенах, сохранивших архаичный образ жизни, женщины и сейчас рожают самостоятельно либо при помощи старшей женщины в семье (племени).
На Руси также акушерскую помощь оказывала бабка-повитуха. Но ее роль заключалась не только в том, чтобы принять ребенка. Она оказывала помощь по хозяйству после рождения младенца, принимала участие в обрядах, связанных с важными событиями в жизни повитых детей (крестины, свадьба), становилась для семьи родным человеком. В народе к повитухам относились уважительно, как к носительницам сакральных знаний, помогающих божественному акту рождения. Существовал даже особый праздник – «бабьи каши» (8 января), во время которого повитух благодарили, одаривали подарками и угощали специально приготовленной по этому случаю кашей.
Как относились к беременным на руси
Наши предки не читали книг о перинатальном воспитании, не посещали курсов для будущих мам и пап. Однако прекрасно знали, что находящий в утробе ребёнок чувствует и понимает все, что происходит с его мамой. Поэтому для беременной женщины и для окружающих ее людей существовал целый свод правил, которые неукоснительно соблюдались.
Будущей матери запрещалось пить спиртное, лгать, воровать, гневаться и ругаться, присутствовать на похоронах, смотреть на тяжелобольных, калек и нищих. Если беременная женщина подавала милостыню, ей предписывалось при этом смотреть в сторону и закрывать лицо головным платком.
Вообще присутствие беременной женщины при большом скоплении людей, по какому бы поводу – праздничному или трагическому – они ни собрались, было нежелательным. Считалось, что ее саму или нерожденное дитя могут сглазить. Однако участие в веселых семейных празднованиях приветствовалось, дабы дитя возрадовалось.
После крещения Руси возникло поверье, что беременная должна совершать угодные господу дела, так как это обеспечивает ребенку от рождения до крещения, когда он самый беспомощный перед злым глазом и словом, божественную защиту. До принятия христианства беременная женщина считалась находящейся под покровительством славянских богов, особенно Макоши. Беременную полагали любимицей богов, сыскавшей себе их благословение.
Ее приглашали в сад угоститься яблоками. Верили, что если будущая мать сорвет и съест яблоко с яблони, плодоносящей впервые, то дерево каждый год будет давать обильный урожай.
Если была засуха, то во время молитвы Богам о дожде обливали водой беременную женщину, дабы на землю с небес сошла благодатная влага и обеспечила хороший урожай.
Семья, а особенно муж беременной, не должны были отказывать ей купить что-либо, подарить желанный подарок. За столом лучший кусок предлагался не главе семейства, как обычно, а «затяжелевшей» женщине. Запрещалось ругать, оскорблять беременную, особенно «за глаза».
Считалось, что это навлечет гнев богов на голову самого оскорбляющего и членов его семьи. Кроме того, это вызывало всеобщее осуждение и в некоторых случаях могло даже стать причиной изгнания. Нельзя было ссориться в присутствии беременной, употреблять бранные выражения, тем более затевать драку.
Великий грех перед богами – толкнуть или ударить беременную женщину. Недопустимо было обойти подарком беременную в праздник, не поднести ей угощение, заставить выполнять трудную или грязную домашнюю работу, связанную с поднятием тяжестей, уходом за скотиной, уборкой мусора. Беременной запрещалось вывешивать на веревку выстиранное белье, наклоняться за плодами, растущими в земле (репой, луком, морковью), чтобы дитя не тянулось ни в небо, ни в землю.
Считалось, что порог разделяет не только жилье и двор, но и мир живых с миром мертвых. Потому, чтобы ребенок после рождения остался среди живых, мать не должна была останавливаться на пороге.
Запрещалось шить, ткать и прясть в пятницу и в Макошин день, потому что так можно было утратить благословение Богини, и она могла в наказание послать трудные роды, а то и отнять ребенка.
Отсюда возникли более современные приметы – мать не должна сама готовить приданое ребенку, и до рождения для малыша ничего приобретать нельзя. С принятием христианства запрет заниматься рукоделием «сместился» на Святки и сплошные седмицы. Славяне верили, что нерожденный ребенок чувствует мысли не только матери, но и отца.
Потому отцу ребенка предписывалось в присутствии жены быть сдержанным в словах и выражениях, не гневаться и не таить обиды. Он должен был оберегать будущую мать от потрясений, не допускать, чтобы она видела драки, забой скота, диких зверей, иначе ребенок родится пугливым.
Если беременная плакала, ее необходимо было утешать, чтобы дитя не огорчилось.
Если же с ней делалась истерика, то считалось, что это душа ребенка беспокоится и может покинуть чрево матери, поэтому нужно было как можно скорее утешить будущую мать, поднести ей дар или лакомство. На Руси существовал обычай «прощеных дней».
За несколько месяцев до предполагаемых родов в дом к беременной приходили ее родственники и просили у нее прощения за явные и тайные обиды. Беременная должна была простить их и в свою очередь попросить у них прощения. Не простить беременную было большим грехом.
Прощение должно было быть даровано от души с обеих сторон, так как чья-либо непрощенная обида могла «связать» роды и не дать младенцу появиться на свет. Такие правила-ритуалы соблюдали вплоть до самых родов. День и час родов сохраняли в тайне.
После родов пол родившегося дитя и его имя не объявляли. Мария Руженская
Праздник Рода и Рожаниц
Чествуют Рода и Рожениц 8 сентября, сразу после Макошиного Полетья (1-7 сентября). Это время сбора урожая, потому образ Рожаниц иногда связывают не только с рождением детей, но и с плодородием земли.
8 сентября почитают Рода, Бога-Творца. Иногда разделяют хвалы на те, что читают Роду Небесному (Богу) и Роду Земному (своим предкам). Почитают непременно Богиню Макошь и Богиню Ладу. Иногда чествуют и других славянских Богинь: Лёлю, Живу и Матерь Сырую Землю. Благодарят Богов за благополучие, за щедрый урожай и за силу Рода, живущую в его детях.
А тут собрали мы для вас кумиров да обереги, что помогут вам обратиться к Ладе-Матушке или к Макошь, Богине Судьбы, с благодарностью за семейное счастье.
В праздник Рода и Рожаниц особо чтят женщин. Вспоминают о том, что невозможен Род без матерей, продолжающих его. Бездетные женщины обращаются к Ладе, Богине Семьи, и Макошь, Богине Судьбы, с просьбой о рождении ребёнка.
Мужчины же на один день принимают на себя все домашние обязанности по ведению хозяйства, чтобы женщины могли почтить Богинь-Рожаниц. В требу Рожаницам приносят мёд, пироги, непременно кашу. По традиции обрядовую кашу часто готовят «в ссыпку», добавляя по горсти разных круп из нового урожая.
Бездетные замужние женщины накрывали столы для общего празднества, чтобы любой человек мог отведать угощение и благословить женщину на рождение детей.
Рожаницы – хранительницы жизни
В старинных преданиях речь идёт обычно о трёх Рожаницах, хотя порой упоминается о двух помощницах Рода. В дальнейшем болгары отождествляли старшую Рожаницу с Богородицей.
Эти богини были истинными хранительницами жизни. Они являлись покровительницами сил плодородия, однако всё равно главной миссией Рожаниц была защита жизни детей и молодых матерей. В самых древних сказаниях утверждается, что Рожаницами называли двух могущественных богинь, посылающих на землю дожди.
Рожаницы / Шапон / wikipedia.org
Издавна существовала народная символика, связанная с зарождением жизни. Земля отождествлялась с матерью, беременной женщиной, которая давала жизнь своим “детям” – растениям. Именно поэтому с почитанием Рожаниц были связаны весенние сельскохозяйственные обряды.
Каждая из Рожаниц воплощала особые направления жизни. Старшая из них (та, что позднее стала ассоциироваться с Богоматерью) считалась управительницей судьбы. Вторая и третья Рожаницы символизировали весну и осень – начальный и конечный этап постоянного цикла жизни природы.
Древний Рим
Фото:Древнеримское барельефное изображение акушерки (повитухи)
На какие только хитрости не шли римляне в древности, чтобы обзавестись потомством! Так, беременные римлянки щедро украшали себя аксессуарами из янтаря. Считалось, что этот камень способен помочь женщине благополучно доносить плод и перенести беременность.
Чтобы облегчить мучения роженицы, акушерки Древнего Рима подносили к ее носу специальные ароматические вещества и ждали, когда она начнет чихать. Римляне были убеждены, что рефлекс может помочь вытолкать младенца из утробы. Так как анестезия еще не была изобретена, кесарево сечение делали только умершим во время родов женщинам.
После рождения первым делом малыша демонстрировали Pater Familias – отцу семейства, самому старшему члену семьи. Он подтверждал законнорожденность младенца особым ритуалом – брал его на руки и поднимал над головой
Так как отцу семейства было важно обзавестись наследником, он всегда с нетерпением ждал известия о рождении мальчика. Девочки унаследовать трон не могли
В Древнем Риме жил и работал главный оппонент Гиппократа в превратностях гинекологии Соран Эфесский, более известный как основоположник педиатрии. Соран отрицал мнение Гиппократа о том, что шестимесячный плод, по сравнению с семимесячным, имеет больше шансов на выживание. Зрелый плод всегда оказывается более жизнеспособным, полагал Соран. Также он выступал за отказ от грубого родовспоможения и выработал правила кормления новорожденных грудью. Профессионализм Соран перенимал у повивальных бабок. Его не смутило, что в Древнем Риме секретам акушерства обучались в первую очередь женщины. Набравшись опыта, он обучил не одно поколение акушерок правильному повороту на ножку и извлечению плода.
Родовые позы
Что касается родовых поз, то можно сказать, что у разных народов была общая традиция – отсутствие статичной позы лежа на спине. Широко известна принятая в азиатских странах и у многих племен поза на корточках. В Голландии в VIII -XIX веках предпочитали сидячую позу, в приданое невесты даже входил специальный родильный стул. Древние египтянки рожали, сидя на корточках на священном камне, в Японии женщины также рожали, сидя на связке соломы. В традициях индейских племен была принята поза, когда родители садились на корточки спиной друг к другу и сплетали руки в районе локтей. Эстонки во время родов сидели на коленях у мужа.
На Руси обычно рожали, стоя на корточках или на коленях, а иногда — держась за какую-нибудь опору и, таким образом, провисая. До самых потуг роженице не давали спокойно сидеть – повитуха массировала и разминала ей живот; заставляла задерживать дыхание; ходила с ней, заставляя обходить вокруг предметов или перешагивать через порог, метлу, мужнины штаны; часто перед родами женщина должна была сама истопить баню. Стоит заметить, что подобная физическая активность во время родов была своеобразной профилактикой слабости родовой деятельности и способствовала быстрому разрешению женщины от бремени.
Славянские предсвадебные традиции
Подготовка к первой брачной ночи была одним из важнейших действ. Постель для молодых стелили постельницы — свахи или женщины со стороны жениха (мать, сестры). В кровать и под кровать, как правило, клали разные вещи. Одни служили оберегами, другие — символами. Так подложенные постельницами колоски или небольшой мешочек муки сулил молодоженам достаток. Можжевельник оберегал от магического влияния. А подложенные под кровать поленья — и чем больше, тем лучше — обещали паре плодовитость. Славяне верили, что если положить под кровать побольше «мужских» вещей (борону, молоток, рубанок и т.д.) — родится мальчик, а если «женских» (пяльцы, половник, прялку и т.л.) — ждать надо девочку. Однако было одно строгое правило: после того, как постель застелена, никто не должен не только входить в комнату, но и заглядывать в нее до молодожёнов. Иначе можно было накликать беду.
Славяне верили, что для свадьбы и, соответственно, зачатия не всякое время подходит. Самым удачным месяцем для свадьбы, обещающим паре счастливую и долгую семейную жизнь, считались февраль и март. Кстати, для зачатия славяне предпочитали выбирать не ночь. А утро или день — светлое время, чтобы не все происходило под присмотром Ярило. Это обещало ребенку защиту от темных сил, пока он развивается в материнском чреве.
Позже, когда языческие ритуалы растворились в христианстве, свадьбы перестали справлять во время постов и больших церковных праздников, так как плотские удовольствия в это время находятся под запретом.
Обычай развязывания и раскрытия накануне родов
Широко распространен у различных народов обычай развязывания и раскрытия всего в доме, призванный способствовать свободному прохождению ребенка по родовым путям. Рядом с роженицей не должно было быть закрытых сундуков, запертых замков, завязанных узлов.
В Индии повитуха открывает все двери, все окна и откупоривает все бутылки. У шотландских горцев существовал обычай во время родов развязывать все узлы в доме, распускать пояса и развязывать все ленты на женской одежде. В Китае около роженицы ставили раскрытый зонт. В еврейских и православных традициях в случае проблемных родов обращались к священнику с просьбой открыть двери церкви, а также Царских врат алтаря, что тоже должно было помочь ребенку прийти в этот мир.
Суть Рожаниц
Научные работы и всевозможные исследования фольклора о Роде и Рожаницах насчитывают уже более 150 лет. Упоминания о них встречаются чаще у южных славян, причём есть сведения даже в церковных текстах, направленных на борьбу с языческими верования. Это говорит о распространённость почитания Рожаниц среди народа.
Если название “рожаницы”, что признан основным, имеет вполне ясное объяснение, указывая на связь с Родом, родственность с богом-создателем и воплощение сути жизни, то другие именования весьма загадочны.
Как я уже отметила, нередко Рожаниц называли “суженицами”. Это название указывает на одну из функций богинь – указывать, определять судьбу человека. Кстати, слово “орисницы” имеет то же значение (“определяющие судьбу”), но истоки берёт в греческом языке.
Андрей Шишкин «Род и Рожаницы»
Место родов
Место, где женщины должны были рожать, и позы для родов могли быть разными. Чаще всего, например, в европейских странах, в Древнем Египте и Греции, рожали просто в доме. Но для этих целей могло использоваться и отдельное строение. В горной Осетии похожим убежищем служил хлев. В народе уйгуров женщины должны были рожать первенца в доме своей матери.
На Руси помещением для родов традиционно считалась баня – изолированное хозяйственное строение, стоящее на границе земельного участка, и словно бы между миром «своих» и «чужих». Роды в бане проходили без лишнего внимания недобрых людей, которые могли помешать процессу, а кроме того, в ней всегда было достаточно тепла и воды. Даже в крупных городах до начала 20 века женщины предпочитали рожать дома, хотя и под присмотром акушерки.
Кто такие Рожаницы у славян
О почитании Рода и Рожаниц упоминают ранние церковные книги, направленные против язычества. В них читаем следующее:
«Слова Св. Григория об
идолах (XII ст.)»
Это документальное упоминание о том, что славяне почитали не только Бога Рода, но и Рожаниц. Их образ часто сравнивают с Богинями Судьбы в греческой и римской мифологии, однако мы знаем, что Рожаница – это не Богиня Макошь.
Упоминается и что эти Богини приходят в дом при рождении ребёнка, чтобы сообщить о том, добрая ли дана ему судьба. Называют Рожаниц и богинями, помогающими женщинам во время родов. Известно, что Рожаницы связывают человека с его предками, с матерью-прародительницей семьи.
Мы нынче считаем, что Рожаница – не имя определённой Богини, а её звание, одна из ипостасей Богини. Потому самой известной Рожаницей почитаем Богиню Ладу, Мать славянских Богов. Она помогает женщинам обрести здоровье, родить крепких детей и сохранить лад в семье. Называют Рожаницей и Лёлю, дочь Лады, Богиню Весны. Иногда относят к Рожаницам и Макошь, Богиню Судьбы. Связывают это с тем, что она прядёт ниточку жизни для каждого человека.
Коли захотите вы оберег чудесный защитный со знаком Лады али Макошь приобрести, сделать это сможете в лавке Северной Сказки.
Знают славяне и символ Рожаница – оберег, традиционно наделяемый силой Лады-Матушки. Подробнее о знаке Рожаница читайте в статье.
Славянские традиции беременности
Почему беременных женщин приглашали в сад поесть яблок? Верили, что весь век яблонька будет плодоносить, если ее плода отведает беременная женщина
Ведь женщина на сносях — любимица Богов, оберегаемая ими с особым вниманием и любовью!. Поверья в славянской традиции родов:
Поверья в славянской традиции родов:
- беременные скрывали свое положение, насколько это было возможно – о беременности и о дне родов никто из посторонних не должен знать;
- скрывалось также и имя малыша, если оно уже было подобрано;
- приданое малышу не покупали до его появления на свет – полагали, что купленная одежда уже кем-то «занята»;
- молодая женщина могла носить пояс мужа, когда тот был в отъезде – его сила ограждала ее от сверхъестественных сил;
- горячую ванну не принимали, в сильно натопленной бане не мылись весь период беременности, чтобы не спровоцировать преждевременные роды;
- весь период беременности нельзя посещать похороны, тяжело больных – это дурно может сказаться на психологическом состоянии женщины;
- нужно было присутствовать на больших гуляньях, праздниках – женщина-счастье приносила радость всем, и сама заряжалась позитивом;
- к беременной часто приходили с подарками бездетные жены – считалось, что она одарена богами, потому может поделиться силой с ними;
- ругать женщину в положении нельзя было, а ее избиение могло навлечь гнев богов;
- на пороге сидеть нельзя – он разделяет мир живых и мертвых, по поверьям славян.
Кроме этого, перед самими родами беременной нельзя покидать свой двор, дабы не нарушать границ, очерченных Домовым и священным домашним Огнём. Лучше всего вообще не выходить из дому в эти дни. Защитным для беременной и ее окружающих оберегом считались красные нити, клубки, лоскутки, пояса, очелье и прочее. Красный цвет у славян – это защитный цвет от потусторонних сил.
Русь
Фото: wikipedia.org / «Новый член семьи», (1890 года), «Новое знакомство», (1885 года) / Карл Йоханн Лемох
Роды на Руси было принято принимать в бане. Считалось, что только там роженице обеспечена спокойная обстановка и чистота. Перед родами стены и пол бани обязательно начищали добела.
Бабки-повитухи (в народе их чаще называли пупорезками) были незаменимыми спутницами рожениц и женщин, страдающих бесплодием
Для стимуляции родового процесса, лечения бесплодия и восстановления организма после родов они использовали лекарственные травы, поэтому им очень важно было обладать знахарскими премудростями
Простолюдин не всегда мог позволить себе услуги по родовспоможению. Нанять повитуху, как правило, могла лишь обеспеченная знать. Придворные повитухи помогали князьям (а позже – царям и императорам) подобрать здоровую и целомудренную невесту. Всех претенденток повитухи подвергали строгому медицинскому осмотру.
Ослабшей после родов женщине спать не разрешали, так как, согласно народному поверью, новорожденного во время сна матери могли подменить черти. Если же женщина долго не могла разродиться, в ход шли методы, которые вряд ли придут на ум современным акушерам-гинекологам.
Так, у Михаила Булгакова в «Записках юного врача» есть показательный монолог акушерки, в котором она рассказывает, как деревенская знахарка пыталась «выманить» младенца при помощи рафинада:
Смерть не помеха
Как люди пытаются победить старение
«Чувствую под пальцами в родовом канале что-то непонятное… То рассыпчатое, то кусочки… Оказывается – сахар-рафинад! Знахарка научила. Роды, говорит, у ей трудные. Младенчик не хочет выходить на Божий свет. Стало быть, нужно его выманивать. Вот они, значит, его на сладкое и выманивали!»
Далее булгаковская героиня рассказывает еще одну животрепещущую историю о том, как роженице для облегчения физических страданий дали пожевать собственные волосы:
«Раза три привозили нам рожениц. Лежит и плюется бедная женщина. Весь рот полон щетины. Примета есть такая, будто роды легче пойдут».
Переквалифицироваться из доморощенных повитух в профессиональных акушерок женщины смогли лишь в 1757 году. В Москве и Петербурге открылись первые курсы по подготовке профессиональных акушерок, где учащиеся, как и полагается, сдавали экзамены и получали допуск к работе.
Беременность у разных народов мира
Беременность всегда была ответственным этапом в жизни женщины. В этот момент ей приходилось соблюдать определенные правила, причем у разных народов они схожи.
Например, в Древней Индии и Древнем Китае будущих малышей начинали приучать к прекрасному спустя три месяца после зачатия. Делалось это очень изящно. Беременных женщин:
- окружали только красивыми вещами
- они слушали только красивую музыку
- и ели только вкусную, освященную в храме пищу.
Считалось, то такая гармоничная обстановка сделает малыша красивым, счастливым и талантливым.
Это целиком и полностью совпадает с нынешними представлениями врачей о том, как должна протекать беременность.
Чуть ли не обязательным являлось прослушивание красивой музыки. Считалось, что она благотворно влияет и на маму, и на ребенка. Так что концерты в честь беременных женщин давались в азиатских странах несколько тысячелетий назад.
В начале XX века петербургский Повивальный институт переехал в новое здание, спроектированное великим Бенуа. А помогал ему не менее знаменитый акушер Дмитрий Оскарович Отт. Он настоял на том, чтобы в больнице был актовый зал, причем не простой, а с органом. И каждую неделю в этом огромном помещении давались концерты, которые посещали все пациентки.
Но вернемся к Древнему Китаю и Индии. Там мамы не только пели, но и рисовали птиц и цветы. Это покажется наивным и немного смешным, однако все не так уж и просто.
Так или иначе, но факт остается фактом — изобразительное искусство будущих мам очень приветствовалось во многих культурах.
А в Древней Индии беременные женщины должны были еще и петь красивые и спокойные песни. Но приятная мелодия и содержание текста имеют здесь вторичное значение. Самое главное то, что в процессе пения задействовано диафрагмальное дыхание, которое позволяет насытить организм кислородом. Судите сами — сначала следует глубокий вдох, а потом постепенный выдох.
Получается самое настоящее дыхательное упражнение, да еще и совмещенное с эстетическим удовольствием. Очень хорошая гимнастика и для мамы, и для ее будущего малыша.
Они покидали помещение только после захода солнца. С одной стороны, это вполне объяснимо с медицинской точки зрения — ведь интенсивное ультрафиолетовое излучение и жара не идут на пользу будущей маме. С другой стороны, эта традиция — дань суеверию. Считалось, что женщина, проводящая много времени на солнце, родит малыша с большим количеством родимых пятен.
Славянские обряды на зачатие
Чтобы у молодоженов побыстрее появились дети, на свадьбу приглашали беременных женщин и маленьких детей. При этом считалось, что если кто-нибудь из малышей заберется на колени к невесте — долго ждать наследников не придется.
Чтобы быстро зачать ребенка, молодая жена должна была сделать себе куколку-оберег Роженицу. Было несколько правил, которые непременно соблюдались, чтобы кукла действительно принесла пользу. Оберег Роженицу создавали втайне и никому не показывали. И главное — садились за создание, только полностью избавившись от негативных мыслей и ни на что не отвлекались. Основой Роженицы делали скрученную бересту, небольшой деревянный чурбанок или связку соломы. Из еще одного чурбанчика совсем маленького размера делали ребенка для Роженицы. Куклу обязательно одевали в юбку и делали грудь из красной ткани, набитой ватой или кусками ткани, под которую прикрепляли ребенка. Голову Роженице делали из белой ткани, набивая все той же ватой или двумя платками. Роженица могла помочь выносить ребенка, а также облегчить роды.
Традиция осыпать молодых зерном при выходе из дома невесты — пожалуй, единственная традиция, что дошла до наших дней. Этот обычай символически связан с посевом, он нужен для того, чтобы у супружеской пары было много детей. Но сейчас многодетные семьи — редкость. Тем не менее, некоторые ритуальные действия древних славян все же актуальны и в наше время. Ведь маги, способные навести порчу, существуют до сих пор. Чтобы уберечь невесту от порчи и сглаза, подружка подкалывала ей под подол платья булавкой без ушка или подшивала особым стежком. Кроме того, девушки искали покровительства Высших сил, поэтому в вышивку, украшавшую свадебный наряд, часто включали символ богини Лады, как покровительницы домашнего очага и материнства. Также уместны были символы богини Макошь или Матери Сырой Земли. Такой оберег можно было вышить и на лоскуте ткани или выжечь на бересте, чтобы спрятать в одежде.
Конечно, сейчас редко зачинают детей прямо в первую брачную ночь, но обратиться к древним богам совсем нелишнее, когда супруги все-таки решат завести ребенка. Особенно если уже были неудачные попытки.
Славянские традиции родов
И вот наступает самый важный момент – роды. К этому событию готовятся долго, относятся серьезно. Ведь приход младенца из Нави обозначает открытие врат между мирами
Важно было родить ребенка в другом месте, не в доме. В северных культурах славян роженица старалась в это время удалиться в лес, в отдельную заимку
Она понимала, что невольно отворяет дверь иному Миру, помогая явиться на свет новой душе. Также местом рождения могла быть натопленная баня или даже поле под стогом сена, если время пришло рожать в пору покоса.
Защитные обереги
Посмотреть
Вот обычаи и славянские традиции самих родов:
женщине расплетали волосы – считалось, что так ей легче было раскрыться;
все сундуки, замки, ящики, бочонки, двери, окна – всё в доме открывали, давая понять Божъему Миру о том, что сейчас важно раскрытие матери и выход младенца;
присутствие мужа было обязательно;
пуповина перерезалась на стреле, либо топоре, если рождался мальчик, на веретене, если – девочка;
перевязка пупка делалась специальной нитью, сплетенной из льна и волос отцовских, материнских;
первая пелена, пеленка – отцовская рубаха, если родился мальчик, материнская рубаха — для девочки.
Традиции беременности и родов были многочисленными, касались и периода вынашивания ребёнка, и самих родов, и принятия ребёнка в род и ухода за младенцем. При родах славянским женщинам помогала старшая женщина. Считалось, что самая лучшая повитуха – это та, у которой уже есть свои дети — крепкие и здоровенькие.
Традиции беременности и родов есть у каждого народа — ведь это важнейшее дело, касающееся выживания. Мы видим, что славянские традиции просты и мудры, полны уважения к женщине и, в то же время, наполнены волшебством и верой в Родных Богов.
Подробнее: