Процесс родов
В родах участвовал строго ограниченный круг лиц: мать роженицы, повитуха, в некоторых случаях свекровь и муж. Нельзя было сообщать о моменте родов незамужним девушкам. Считалось, что тогда роженице придется мучиться за каждый волосок с девичьей головы.
Повитуха пробиралась к месту родов тайными тропами, боясь быть замеченной. По дороге она заглядывала в окна других домов, чтобы по увиденному предсказать судьбу младенцу. Например, если повитуха видела старика – ребенок доживет до глубокой старости, если встречала девушку перед зеркалом – родится маленькая красавица.
Оказавшись в помещении, где будут проходить роды, повитуха переодевалась в чистую одежду и осматривала беременную, подбадривая ее. При схватках она массировала роженице поясницу, гладила ее живот, помогала ходить по дому, постоянно читая заговоры.
Чтобы облегчить роженице потуги, над ней протягивали веревку, за которую та хваталась. Роды чаще всего проходили на корточках или четвереньках. Во время того как рождалась головка младенца, женщина должна была просить хорошей доли для малыша. Считалось, что именно в этот момент с небес спускался ангел и вкладывал в ребенка душу.
Роды в 1910-х
Хотя и большинство женщин все еще приглашает на роды повитух (реже — врачей), в 1914 году уже появился первый «родильный дом». Тогда же врачи в США начали использовать метод обезболивания, который назывался «сумеречный сон» (Twilight Sleep) — женщине давали морфин или скополамин. На протяжении родов женщина погружалась в глубокий сон.
Проблема заключалась в том, что риск смерти матери и дитя в этом случае возрастал.
При этом 90% врачей даже не получили формального образования.
В 1913 году на всей территории России насчитывалось всего девять детских консультаций и лишь 6824 койки в родильных домах. В крупных городах охват стационарным родовспоможением составлял всего 0,6% . Большинство женщин продолжало традиционно рожать дома с помощью родственниц и соседок или приглашало к себе повивальную бабку, повитуху, а только в сложных случаях — врача-акушера.
По статистике, в процессе родов (в основном от сепсиса и разрывов матки) ежегодно умирало более 30 000 женщин. Чрезвычайно высокой была также смертность среди детей первого года жизни: на 1000 родившихся умирало в среднем 273 ребенка. Согласно официальным данным начала XX века, лишь 50 процентов жительниц Москвы имели возможность получения профессиональной медицинской помощи при родах в стационаре, а в целом по стране этот процент составлял всего лишь 5,2% для жительниц городов и 1,2% в сельской местности.
Первая мировая война и последовавшая за ней революция 1917 года замедлили развитие медицины в стране и вызвали деградацию. Разрушалась инфраструктура, а врачей призывали на фронт.
В России после событий октября 1917 года тоже произошли изменения. Изменилась в первую очередь сама система оказания помощи беременным и роженицам.
Специальным декретом 1918 года был создан Отдел охраны материнства и младенчества при Народном комиссариате государственного призрения. Этому отделу и отводилась главная роль в решении грандиозной задачи — строительства «нового здания социальной охраны грядущих поколений».
Планирование и период беременность
Как только происходило зачатие, женщина старалась всеми возможными способами скрывать положение. Особенно это касалось сел и деревень, где такое событие было огромной новостью. С тех пор, когда виднелся округлый животик, окружающие разносили весть по селению. Тогда к беременной женщине начинали относиться более благосклонно, не давали тяжелую работу, но определенные обязанности у нее были.
Мужчины не придавали процессу вынашивания должного внимания, ведь считали это женским бременем. Были случаи, что муж роженицы полностью погружался в роды.
Люди считали будущую мать имеющей сверхъестественные силы и обладающей магией. Женщин обходили стороной из-за того, что при вынашивании внутри находилось две души, маму сравнивали с нечистым духом.
Начиная с третьего триместра, беременная не имела права участвовать в свадебных процессиях, крестинах и похоронах. Существовали предостережения, которыми женщина не могла пренебрегать. Нельзя перешагивать через коромысло, чтобы не вырос горб у ребенка, не переступать через плоды, не произошел выкидыш и не ходить по острым предметам, не призвать тяжелые родины.
Запрещалось ходить по веревкам и прутьям, так как ребенок мог родиться обвитым пуповиной. Кошек и собак будущие мамы не обижали, иначе у малыша проявятся родимые пятна с шерстью внутри. Заранее не заготавливали одежду новорожденному, даже на первое время.
За пару дней до родов женщина начинала снимать одежду и украшения. В предполагаемый день родоразрешения, она оставалась ночной рубахе. Как правило, повитуха и мать роженицы читали заговоры и молитвы весь процесс. Когда беременная отправлялась рожать, супруг открывал двери и чуланы в доме для быстрого рождения ребенка.
20 потуг и птичий помет
Техникой поворота плода владели и в Древней Греции, Древнем Риме. Инструментов для обследования и родов в Средневековье не было, уровень развития медицины был низким, но акушерки умели обследовать матку вручную, а при необходимости – расширить шейку матки.
Чтобы ускорить выход плода, женщинам давали чихательные средства, травяные сборы, уксус с сахаром. На бока роженицы прикладывали компрессы из помета птиц или натирали розовым маслом.
Повитухи считали потуги – их должно было быть двадцать. Считалось, что ребенок появится после такого количества. Пуповины перерезали на расстоянии 4 сложенных пальцев.
Младенцев купали в вине или молоке, туго пеленали и ставили колыбель в темный угол. Мама не имела права покидать комнату в течение месяца – входить к ней могли только повивальные бабки.
Роды в 1920-х
Практически во всех развитых странах в эти годы происходит настоящая революция в акушерском деле. Теперь роженицу уже нередко посещали врачи, которые, правда, считали роды скорее «патологическим процессом». «Нормальные роды», без вмешательства врачей, теперь стали большой редкостью. Очень часто врачи начали применять метод расширения шейки матки, давать женщине эфир на второй стадии родов, делать эпизиотомию (рассечение промежности), применять наложение щипцов, вытаскивать плаценту и медикаментозно заставлять матку сокращаться.
Женщинам СССР теперь было предложено систематически наблюдаться в женских консультациях, им полагались дородовой патронаж и ранняя диагностика патологии беременности. Власти изо всех сил боролись с «социальными» болезнями, такими как туберкулез, сифилис и алкоголизм.
В 1920 году РСФСР стала первым государством мира, узаконившим аборты. Декрет 1920 года разрешал производить аборт только врачу в больнице, для операции было достаточно простого желания женщины.
В декабре 1920 года Первое совещание по охране материнства и младенчества выносит решение о приоритете развития учреждений открытого типа: ясли, консультации, молочные кухни. С 1924 года женские консультации начинают выдавать разрешение на бесплатный аборт.
Постепенно решается и проблема подготовки квалифицированных кадров. Большой вклад в её решение внесли созданные в 1922 году в Москве, Харькове, Киеве и Петрограде институты охраны материнства и младенчества.
Уход за новорожденным
Сегодняшние правила для мам, полностью отличаются от старинных. Причина этому — прогресс в медицине и социуме. Дореволюционная женщина могла туго запеленать грудничка, дать ему в рот коровий рог со сладким хлебом и уйти работать. Уже при коммунизме учили быть матерью и правильно заботиться о чаде.
Как раньше принимали роды:
- роженица прощалась с близкими, на случай смерти;
- женщина уходила в баню вместе с акушеркой и мужем;
- повитуха вызывала рвоту специальными травами для открытия шейки;
- бабка принимала младенца внизу;
- выходил послед, который быстро закапывали во вдове или в углу избы;
- малыша пеленали;
- бабка-повитуха ровняла головку новорожденному;
- роженицу парили в бане и поили травами для сокращения матки.
После рождения последа, повитуха завязывала пуповину и обтирала ребенка. Ногти и волосы не срезали младенцу до года. Запрещалось ругаться и обзываться возле новорожденного, чтобы ребенок полноценно развивался и не умер.
Для спокойного темперамента грудничка, акушерка слизывала маковку языком и сплевывала через левое плечо. Малыша клали на правый бок для тихого сна, а первый кал подвязывали в хлеву под потолок. Воду, в которой купали новорожденного, выливали под дерево или куст до захода солнца.
Ребенок вскармливался материнским молоком, при его отсутствии – коровьим. Первые три дня молозиво матери считалось плохим, поэтому новорожденного успокаивали соской с вареной свеклой и морковкой. В определенных регионах ребенка не кормили грудью до крестин, а питание младенца в этот период основывалось на моченом хлебе или баранках, кашках на молоке.
Как встречали новорожденного?
Ребенка могла принять не только повитуха, но и мать либо свекровь. Малыша клали на шкуру животного, которую называли оберегом. Повитуха перевязывала пуповину своим или материнским волосом. В зависимости от пола ребенка пуповину перерезали на различных предметах. Например, если рождалась девочка, это делали на веретене, если мальчик – на топорище. После этого повитуха гладила ребенка, придавая его телу правильную форму.
Вместо пеленки новорожденного заворачивали в потную рубаху отца. Считалось, что так младенец получает защиту и спокойный сон. Первое купание малыша совершалось в заговоренной воде, в которой находились особые предметы: яйцо, соль, монета из серебра. Таким образом ребенок должен был омыться от всех болезней и сглаза. Затем воду выливали во дворе в тот угол, где находились иконы, стараясь расплескать ее повыше, чтобы малыш быстрее рос.
Как проходила подготовка к родам?
За несколько дней до даты предполагаемых родов беременную начинали раздевать. В день самого процесса на ней должно было остаться только нижнее белье, воротник рубашки при этом расстегивался, все украшения снимались, волосы распускались.
Чтобы облегчить ребенку появление на свет, беременная ходила по комнатам, переступая через пороги. Для этой же цели в избе открывали все закрытое: двери, окна, сундуки, шкафы, печные заслонки, расстегивали ремни и пуговицы, развязывали узлы.
Все действия сопровождались определенными заговорами, в которых просили Господа проткнуть воды и начать родовой процесс. Во время очень трудных родов глава семьи спешил в церковь с просьбой открыть врата, отделяющие алтарь от основного помещения. Остальные члены семьи молились и просили друг у друга прощение.
Роды в 2010-х
Широко применяется эпидуральная анестезия — например, в Филиале № 2 ГКБ им. С. П. Боткина с ней проходят 86% родов.
В некоторых перинатальных центрах создаются условия для максимально комфортного проведения родов. Например, в ПМЦ действует отделение домашних родов, оснащенное, помимо современного родильного кресла-трансформера, удобными диванами и креслами, ванной-джакузи, фитболом, щведской стенкой, трапецией и канатом, на которых можно повисеть во время схваток. На роды можно прийти не только с мужем или кем-то из родственников, но и с доулой и даже собственной акушеркой, а помимо медикаментозных и физиологических способов обезболивания применяют медицинский гипноз.
Роды в 1930-х
В США в эти годы пришла Великая Депрессия. Уже около 75% родов происходили в больницах. Наконец, роженицам стали помогать врачи, которые специализировались на родовспоможении. К сожалению, детская смертность возросла с 40% до 50% — преимущественно из-за родовых травм, которые получали дети из-за нежелательного медицинского вмешательства. Метод «сумеречного сна» теперь применялся так часто, что почти ни одна роженица в США не могла вспомнить обстоятельств родов.
В СССР тоже идет откат назад: переломным моментом стал 1936 год, когда было принято постановление «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, о расширении сети родильных домов, детских яслей и детских домов, об усилении наказания за неплатеж алиментов и некоторых изменениях в законодательстве об абортах».
На уровень смертности с конца 1930-х годов существенно влияет внедрение новых медицинских технологий и препаратов, в частности сульфамидов и антибиотиков, которые позволяют кардинально снизить младенческую смертность даже в годы войны.
Теперь аборт производили только по медицинским показаниям. Соответственно, подпольные аборты, опасные для жизни женщины, стали частью теневой экономики СССР. Часто аборты делали люди, у которых вообще не было никакого медицинского образования, а женщины, получив осложнения, боялись обратиться к врачу, потому что тот был вынужден сообщить о преступнице «куда следует». Если нежелательный ребенок все-таки появлялся, иногда его просто убивали.
Крестины
Следующим важным событием в жизни матери считалось крещение младенца, обряд совершали на 9 день от рождения. Суть этого действия заключалась в погружении новорожденного в воду под молитвы священника.
Столетия спустя, обязательным условием стало наличие при таинстве крестных, которые брали роль духовных родителей. На протяжении обряда священник читал молитвы, а крестные отрекались от сатаны, сплевывая через левое плечо. После, батюшка совершал обряд помазания и трижды окунал младенца в специальную емкость с водой.
Далее на ребенка одевали крестильную длинную сорочку и крест. Крестик делал крестный отец из дерева, а рубаху шила духовная мать. Затем священник проводил обряд миропомазания уже окрещенного малыша. В завершение процедуры крещения, святой отец срезал крестом небольшие пряди волос, которые скреплялись воском и отдавались на хранение родителям.
Наиболее подходящим местом для проведения таинства считали реку, но в холодное время года все проходило в стенах церкви. Воду после священной процессии, выливали в ручей или речку. После окончания обязательных мероприятий, гости шли к окрещенному в дом на праздничный обед. На самом почетном месте садились крестные родители.
По окончании празднований родители дарили подарки новым духовным родственникам, кумовьям, за то, что они согласились взять на себя заботы. Ничего не изменилось с тех времен, разве что подарки теперь дарят только виновнику торжества, а не крестным родителям. Да и сам обряд проводят в церкви или на дому, но не в реке.