Познавательная деятельность плода
Наряду со способностью чувствовать, видеть и слышать, плод обладает способностью изучать и запоминать. Эти виды деятельности могут быть рудиментарными, автоматическими и даже вызванными биохимическими реакциями. Например, плод, впервые реагируя на раздражитель, со временем прекращает это делать при регулярном повторении того же раздражителя. Файфер обнаружил, что, реагируя на голос матери, плод демонстрирует примитивный способ запоминания, называемый привыканием.
Но плод проявляет гораздо большие способности. В 80-х годах профессор психологии и кандидат философских наук Энтони Джэймс Ди Каспер с коллегами из университета Гринсборо (штат Северная Каролина) провели исследование, доказавшее, что ребенок может изменять темп сосания груди в зависимости от музыки, звучащей в данный момент в надетых на него наушниках. С помощью этого исследования Ди Касперу удалость показать, что в течение нескольких часов после рождения ребенок уже может отличить голос матери от голоса другого человека, а также сделать предположение о том, что ребенок узнал и запомнил его еще в утробе матери в последние месяцы беременности, хотя не факт, что он сделал это сознательно. Совсем недавно Ди Каспер обнаружил, что новорожденный предпочитает слушать сказки, ранее слышанные им в утробе – «Кот в сапогах» в данном эксперименте, — а не новые истории, рассказанные ему вскоре после рождения.
Но и это еще не все. Новорожденные не только могут отличить речь матери от речи другого человека, — они запоминают и узнают даже мелодику и элементы речи матери. Установлено, что младенцы предпочитают слышать речь матери на родном языке, нежели ее же или речь другого человека на иностранном.
Наблюдая за изменениями сердечного ритма плода, психолог, кандидат наук Жан Пьер Леканю вместе со своими коллегами из Парижа также подтвердили, что ребенок уже в утробе матери различает как тембр голоса, так и элементы речи: он успокаивался при чтении знакомой сказки знакомым голосом, изменение же голоса чтеца или текста сказки уже не вызывали изменений в его поведении.
Плод реагирует на изменение тембра голоса и темпа сказки, а не на определенные слова, — отмечает Файфер, — но вывод тот же: плод может слышать, запоминать и вспоминать услышанные им внутриутробно звуки, и ему (как и всем нам) нравится ощущение комфорта и спокойствия, исходящее от знакомого.
Учим малыша расслабляться на 7 месяц беременности
Ваш кроха уже не только реагирует на звуки и свет, но и спит, бодрствует, отличает кислое от сладкого, помнит голоса папы с мамой и сосет большой палец
В этот период для мамы важно наладить тесный контакт с малышом
- Освойте одну из техник расслабления – йога, медитация и пр.
- Регулярно отвлекайтесь от суеты и, включив приятную музыку, расслабляйтесь и настраивайтесь на «одну волну» с ребенком.
- Поглаживайте животик, сочиняйте сказки вслух, читайте по памяти детские стихи.
- Помните, что ваш «релакс» во время беременности – это устойчивая психика малыша в будущем, высокий иммунитет, легкая переносимость стрессов и спокойный сон.
- Используйте световые и тактильные «игры». Касайтесь живота, играйте с пяточками малыша, ждите, пока он откликнется в ответ на прикосновение. С помощью папы и фонарика можно играть с крохой в «светло/темно», направляя луч на живот.
Основные этапы внутриутробного развития
Многие женщины, уже на стадии планирования беременности, начинают усиленно заботиться о своём здоровье. Пересматривают рацион, отказываются от вредных привычек, принимают фолиевую кислоту.
Традиционно, этапы развития ребёнка в утробе матери делят на 3 триместра, каждый из которых длится три месяца или 90 дней и характеризуется значимыми изменениями в жизнедеятельности плода.
Состояние женщины на ранних и поздних сроках беременности тоже обычно неодинаково. Наблюдаются колебания в пищевом поведении и настроении.
Рассмотрим подробнее развитие ребёнка в утробе матери по неделям.
Четвертый месяц беременности
Мать. Обычно в этот период заканчиваются все недуги первого триместра. Проходят тошнота, налаживается мочеиспускание, улучшается аппетит.
Животик становится все более и более видимым. Могут быть небольшие отеки лодыжек и ног. Грудь продолжает расти, а чувствительность и болезненность сосков уменьшается. Постепенно женщина становится спокойной и довольной. Влагалище становится более эластичным, возможна активация полового возбуждения. В конце месяца можно почувствовать первые движения плода.
Тесты, которые вы должны сделать в 15-20 недель беременности: иммунные антитела (анти-Rh), анализ крови, анализ мочи, HBs, измерение артериального давления, масса тела, акушерское обследование (высота нижней части матки), тест PAPP-A и тройной ХГЧ, оценка pH вагинального секрета.
Измерение массы тела
Ребенок. Интенсивно окостеневает скелет плода, появляются суставы. Также присутствуют внешние гениталии. Если ребенок – девочка, в яичниках образуются яйцеклетки.
Появляется сосательный рефлекс, ребенок открывает рот и глотает околоплодные воды. Его движения становятся более интенсивными, он может реагировать на звуки.
С 16 недель беременности костный мозг приобретает кроветворную функцию, в кишечнике есть меконий, особый слой защищает нежную нервную ткань. Мозг имеет периоды сна и бодрствования. Тело ребенка становится чувствительным к прикосновению, он также чувствует вкус проглоченной воды, реагирует на свет, отчетливо слышит, потому что внутреннее ухо заполнено жидкостью.
Ребенок имеет размер около 16 см и весит около 130 грамм.
Как развить вкус
Например, развитие ребенка возможно через вкус, то есть через пищу и жидкость, которую потребляет мама. Это означает, что уже в утробе ребенка можно приучить к тому или иному вкусу. Так, если вы хотите, чтобы ваш малыш познал разные вкусы — сладкий, соленый, кислый, вяжущий и т.п. — начните следить за своим питанием и выработайте определенный режим, например, утро сделайте временем одного вкуса, день — другого, а вечер — третьего. Очевидно, что продукты, которые вы потребляете, не должны иметь сильно выраженных вкусов, возникающих в результате присутствия искусственных добавок.
Ученые, проводящие исследования в области пренатального развития ребенка, установили, что потребление матерью в пишу в допустимых количествах продуктов, традиционно считающиеся аллергенами, позволяет приучить организм ребенка к усваиванию этих продуктов уже после его рождения вначале через грудное молоко, а затем через прямое кормление. Таким образом, данные наблюдения говорят о том, что профилактика пищевых аллергических реакций у детей возможна еще во время беременности матери.
Эмоциональный комфорт
Общение ребенка с мамой может протекать и на эмоциональном уровне через обмен гормонами и, как следствие, эмоциями
Вот почему важно, чтобы беременность протекала гармонично и комфортно
И, конечно же, прямое языковое общение, то есть речь, обращенная к ребенку, является самым важным и сильным средством взаимодействия и выстрачивания контакта с ним. Разговаривая со своим малышом, не стоит бояться, что он не поймет или не услышит вас. Дети очень чувствительны к речи мамы — они чувствуют эмоциональный настрой, вибрации голоса. Если в начале общения вы не знаете, о чем можно говорить, тогда откройте книгу свих любимых сказок и почитайте вслух и себе и ребенку. Так вы сможете не только пообщаться с малышом, но и доставить удовольствие себе, погрузившись с мир детства и поняв его природу. И тогда ваше материнство станет для вас приятной и желанной обязанностью.
Все эти и многие другие способы общения с ребенком помогают развить его интеллект, эмоциональную сферу личности и сформировать физическое и пространственное понимание себя и своего тела.
Создаём атмосферу игры
Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.
«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».
Движения плода
Независимо от того, спит или бодрствует человеческий эмбрион, он производит более 50 движений в час, изгибая и растягивая тело, двигая головой и мышцами лица, конечностями, исследуя свое теплое и влажное пространство на ощупь. Хайделайз Альс, кандидат наук, психолог-эволюционист Гарвардского медицинского колледжа, говорит: «Удивительно, сколько тактильных ощущений испытывает эмбрион: он прикасается рукой к лицу, одной рукой к другой руке, соединяет стопы, прикасается стопой к ноге, рукой к пуповине».
Альс уверена, что между условиями жизни недоношенных детей в больницах и условиями, в которых они бы развивались внутриутробно, есть несоответствие. Многие годы она работала над тем, чтобы изменить условия, в которых развиваются недоношенные дети, таким образом, чтобы они могли изгибаться, держать колени вместе и прикасаться руками к предметам, как они делали бы внутри утробы на протяжении еще нескольких недель.
Наряду с этими простыми движениями ДиПетро также отмечает несколько странных действий плода, например, «облизывание стен матки и буквально прогулки по чреве – отталкивание ногами от стенок матки». В отличие от первенцев, второй и следующие дети имеют в распоряжении гораздо больше пространства для этих маневров. После первой беременности матка становится больше, пуповина длиннее, что позволяет плоду свободно двигаться внутри. Второй и следующие дети могут иметь более развитую внутриутробную моторику и быть более активными после рождения, — предполагает ДиПетро.
Плод внимательно наблюдает за движениями матери. «Когда мы наблюдаем за эмбионом на УЗИ, и мать начинает смеяться, мы можем заметить, как он переворачивается вниз головой, «пружинит» на голове, как на трамплине, «бум-бум-бум», — говорит ДиПетро. «Когда мать видит это на экране, она еще сильней начинает смеяться, а эмбрион еще чаще «прыгать». А мы удивляемся, почему взрослея, люди любят кататься на американских горках».
Этап III: воспитание малышей от полугода до 9 месяцев
Безопасность в доме. После полугода малыш превращается в активного, подвижного исследователя. Именно поэтому нужно сделать ваш дом безопасным для ребенка, убрать все опасные предметы и не оставлять их на видных местах, необходимо сделать недоступными мебельные ящики и розетки, а также защитить острые углы на мебели специальными мягкими накалками. В магазинах сейчас есть множество приспособлений, которые смогут защитить вашего ребенка от опасностей в доме. Если же малыш все-таки проник к опасным предметам, не надо кричать на него и повышать голос. Постарайтесь в дальнейшем хорошо следить за крохой и не допускать контактов с опасными предметами в вашем доме. Со временем вы можете объяснить ребенку, чего делать нельзя и, в большинстве случаев, малыш все понимает и перестает лезть в запрещенные для него зоны.
Приучение к опрятности. Третий этап важен тем, что именно в этот период начинают вводить прикорм. Поэтому теперь перед едой каждый раз нужно мыть руки, а после еды умываться и при необходимости переодеваться в чистую одежду. Подобные действия помогут ребенку в будущем стать аккуратным и опрятным.
Приучение к горшку. Некоторые мамы на девятом месяце жизни малыша начинают приучать его к горшку. Знакомство должно происходить постепенно. Начинают с высаживания малыша на горшок один, а затем несколько раз в день. Высаживают ребенка на горшок через 10-15 минут после пробуждения. Так выше вероятность достижения положительного эффекта. Каждая мама со временем будет понимать, когда стоит предложить ребенку «сделать дело» в горшочек. Насильно удерживать малыша на горшке нельзя. Если вид горшка пугает ребенка, стоит отложить приучением на две-три недели. В противном случае у ребенка может развиться чувство страха перед горшком и нежелание сидеть на нем.
«Нет» или «нельзя». Ближе к 9 месяцам можно учить ребенка понимать запреты. Слова «нельзя» наиболее часто употребляется родителями, когда они хотят обозначит для ребенка запреты. Однако, как советуют психологи, лучше использовать для этого слово «нет» и «опасно». Нужно стремиться, чтобы ребенок понимал, где проходят границы безопасности, какие вещи находятся под запретом, а какие его поступки радуют или огорчают маму. Каждый раз нужно спокойно и медленно разъяснять крохе, что ему запрещено и почему
Необходимо донести до малыша важность ваших слов и действий. Только тогда малыш научится реагировать на запреты. Запрещая ребенку что-то, будьте настойчивы и не меняйте позицию
Желательно, чтобы все взрослые, которые его окружают, сходились в едином мнении — что можно малютке, а чего делать нельзя
Запрещая ребенку что-то, будьте настойчивы и не меняйте позицию. Желательно, чтобы все взрослые, которые его окружают, сходились в едином мнении — что можно малютке, а чего делать нельзя.
Развитие речи и эстетики. Для развития речи чаще разговариваем с ребенком, поем песни, колыбельные и рассказываем сказки. Помните, что ваша речь должна быть неторопливой и четкой, без использования мата или грубых слов.
Для эстетического воспитания ребенка на данном этапе помогут детские музыкальные инструменты: ксилофон, дудочки и губные гармошки. Многим детям нравится барабан.
- Развитие мелкой моторики. Во время игры с ребенком уделяйте больше времени для развития моторики пальцев, приобретите книги с толстыми или мягкими страницами.
- Уход за зубами. Если у малыша уже появились первые зубки, можно купить зубную щетку, например, в виде насадки на палец и чистить ему зубки пока без пасты. Вы можете показывать ребенку, как использовать зубную щетку на своем примере. Зубную пасту стоит приобрести, когда малыш будет способен самостоятельно прополоскать рот.
Восприимчивость плода
Ученые, которые ежедневно наблюдают за развитием плода, считают, что большую часть времени плод спит, а не отрабатывает свои новые умения. На 32-й неделе сон занимает 90-95% времени в сутки. Часть этого времени плод спит глубоким сном, часть – быстрым сном, и еще часть он находится в промежуточном состоянии, которое является результатом деятельности развивающегося мозга, и которое отличается от сна новорожденного, ребенка и взрослого. В стадии быстрого сна плод двигает глазами подобно тому, как это делают взрослые, и многие ученые считают это сном. ДиПетро предполагает, что плод видит сны о том, что он знает – об ощущениях, которые он испытывает в утробе.
Ближе к появлению на свет плод спит от 85% до 90% времени, как новорожденный. В промежутках между моментами короткого сна плод испытывает «что-то вроде периода бодрствования», — таково мнение эволюционного психолога, кандидата наук Уильяма Файлера, который совместно с коллегами из университета Колумбии наблюдает циклы сна и бодрствования для того, чтобы выявить примеры нормального и аномального развития мозга, а также сделать возможные прогнозы относительно синдрома внезапной смертиноворожденного
«Мы фактически спрашиваем плод: на что ты обращаешь внимание? Адекватно лидействует твоя нервная система?» — говорит Файлер
Статья о том, как успокоить детей во время конфликтов
Большинство родителей понятия не имеют, как убедить ребёнка вести себя спокойно, как найти подход в детском возрасте со своим чадом.
Воспитание детей, достигших подросткового возраста – это головная боль для многих родителей. Психология ребёнка резко меняется, у него часто меняется настроение. Несколько минут назад общение с родителями ребёнка очень радовало, он рассказывал взрослым об учёбе, своих достижениях и о своей жизни в обществе, а спустя время ребёнка будто подменили. Он начинает капризничать, требовать купить ему дорогие вещи или просится на ночную прогулку. Пусть вас не пугает такое поведение, поскольку психика ребёнка меняется, это считается нормальным поведением у детей.
Что делать при конфликте? Сохранять спокойствие
В таком ещё довольно детском возрасте дети сами понимают на подсознательном уровне, что ведут себя неправильно. Но всё же упёртый характер и упрямство ребёнка берёт вверх над разумом. Обычно в такой ситуации родители опускают руки, ссылаясь на трудный возраст. Порой допускают ошибки в воспитании, показывая свою слабость, уступая капризам подростка. Хуже всего, когда взрослые срываются из-за стресса, и повышают на ребёнка голос.
Кардинальная смена настроения у детей, отвратительное поведение в детском возрасте сможет свести любого с ума, даже самых уравновешенных воспитателей.
На ребёнка категорически нельзя кричать, ведь в этом случае может испортиться детская психика.
Детский негативизм – явление временное
Чтобы избежать ссор, нужно выполнять ряд правил:
Если у ребёнка неконтролируемое поведение, попробуйте взять всё в свои руки
Уделяйте ему больше времени, занимайтесь с ним его любимыми делами;
Статьи о психологии повествуют о том, что для детей важно иметь свободное время. Дайте ему отдохнуть от всех и побыть одному, заняться своими заботами и делами;
Если вы всё-таки сорвались и наорали на своих детей, то необходимо как можно скорее исправить ситуацию
Когда ситуация немного уляжется, детская психика придёт в норму, вам следует объяснить своё поведение.
Наказание ребенка не должно быть страшным и неадекватным