Вход

Цель

знакомство с применением метода песочного рисования «Sand-Art» в психологической работе с беременными женщинами, формирование навыков практической работы в области  SAND-ART терапии.

На мастер-классе, а затем на вебинаре, специалисты познакомились с особенностями sand-art терапии в индивидуальной и групповой работе с беременными женщинами. Узнали, что такое активный и пассивный методы sand-art терапии, и как их применяют в работе с беременными. Также  была возможность на практике познакомиться с универсальными техниками sand-art и с арт-терапевтическими упражнениями на световом столе: «Я-женщина», «В ожидании малыша», «Мой мир», «Рождение жизни», «Безусловное принятие», «Тревоги», «Песочная клякса», «Каракули», «Часы беременности» и др., которые  входят в программу групповой работы с беременными женщинами «Материнство — радость и ответственность».

Обсуждали, с каким запросом чаще всего придет беременная женщина к психологу? На основе опыта работы говорили о том, что чаще всего женщины в этот период обращаются  к психологам с тревогами, волнениями и страхами. Что делать? Какую психологическую помощь можно оказать беременным женщинам, как помочь изучить приемы саморегуляции, узнать способы оптимизации эмоционального состояния, активизации внутренних ресурсов, найти адекватную поддержку. Эти и другие вопросы волновали участников мастер-класса и вебинара, ответы же были предложено найти  в результате практической работы  с использованием техник sand-art терапии.

Вся  информация  была проиллюстрирована мультимедийной презентацией, фото- и видеоматериалами.

Никитина О.Н. Фрагменты вебинара «Sand-art терапия в работе с беременными  женщинами»

Когда погибает плод: примерные сроки

Специалисты по женской репродуктивной системе давно заметили, что за весь период беременности существуют определенные сроки повышенной угрозы потери ребенка. При совпадении опасных периодов и патологических состояний, нарушающих естественное состояние гестации, плод погибает.

Самопроизвольное прерывание беременности аборт угрожает женщине в первом триместре. На ранних гестационных сроках, которые длятся 13 недель, эмбрион может перестать развиваться, но будет оставаться в маточной полости до четырех недель. Во время активного роста плода с 13-ой по 27-ю неделю из-за гиповитаминоза или малоподвижного образа жизни могут возникнуть судороги, отеки, эклампсия.

Возникший гестоз может привести к неразвивающейся замершей беременности. Самый опасный период второго триместра – с восемнадцатой по двадцать первую неделю. В это время может случиться самопроизвольное прерывание беременности и отхождение амниотической жидкости. Самый опасный период – 21-я-22-я неделя, неразвивающаяся беременность после этого срока большая редкость.

Главная угроза третьего триместра — родоразрешение на сроке гестации от 28-ми до 37-ми недель. Родившись в этот срок, ребенок может быть не готов к появлению на свет. У него может быть маленькая масса тела или недостаточная степень зрелости легочной ткани. Эти две причины способствуют остановке развития недоношенного эмбриона или неонатальной гибели малыша.

Значение и возможности арт-терапии для беременных

Одним из важных психологических аспектов беременности является подготовка к новой личностной и социальной роли. Даже если беременность не первая, она все равно предполагает перемены: от роли матери одного малыша – к матери двух детей; от мамы двух детей – к многодетной матери. Помочь с принятием этой новой роли и призвана арт-терапия. В процессе арт-терапевтической сессии можно сформулировать проблемные моменты,  изменить самоощущение, подготовиться к родам, научиться расслабляться и наслаждаться процессом творчества.

Среди результатов арт-терапии для женщин, ожидающих ребенка, специалисты выделяют:

1) обретение внутренней гармонии;

2) уменьшение страхов и тревог;

3) улучшение самочувствия;

4) увеличение количества позитивных эмоций;

5) осознание родительства;

6) изменение восприятия предстоящих родов (от стресса – к празднику);

7) гармонизация партнерских отношений.

Отдельно стоит выделить появление у женщин, занимающихся арт-терапией, уверенности в благополучном исходе родов, а также своеобразный пролонгированный эффект, проявляющийся в благоприятном протекании послеродового периода.

Обследование для клинической картины

Чтобы избежать осложнения в гестационный период и предотвратить неразвивающуюся замершую беременность, на ранних сроках врач назначает обследования:

·         осмотр состояния органов репродуктивной системы на признаки инфекций и воспалений;

·         визуализирующий метод диагностики, использующий ультразвуковые волны высокой частоты для получения изображения матки, труб и яичников;

·         исследование крови на железосодержащий белок и противовирусные антитела;

·         днк-исследование.

Отталкиваясь от полученных результатов, будущей матери во избежание развития неразвивающейся беременности, назначается профилактическое или комплексное лечение. Лечебные процедуры подбираются гинекологом индивидуально. Могут быть назначены антибактериальные, гормональные, обезболивающие средства и физиотерапевтические мероприятия. Все методы будут направлены на то, чтобы купировать воспаление и ускорить процесс регенерации полости матки.

При выявлении замершей беременности проводится комплекс мероприятий для устранения мертвого эмбриона и оболочек. Плод, который значительно отстает в развитии или вовсе замер, подвергается принудительной эвакуации из матки. Все этапы процедуры проходят под общим наркозом, применение антибиотиков и обезболивающих средств делает ее относительно безопасной.

Для того, чтобы предотвратить трагедию, будущей маме нужно планировать беременность заранее. Подготовить себя к вынашиванию ребенка, вести здоровый образ жизни, избегать стрессов, настраиваться только на позитив.

Не искусством единым

Конечно, это не универсальное средство преодоления стресса. Мы слишком заняты, чтобы подбирать удобный нам вид арт-терапии, не хотим тратить дополнительное время на отдельные занятия творчеством. Кто-то находит хобби в спорте или общении с друзьями. Чтобы избавиться от накопленного негатива, можно использовать специальные техники релаксации, которые не занимают много времени. Кроме того, их можно применять перед сном, что благотворно сказывается на его качестве. Викиум разработал курс «Детоксикация мозга», который основан на авторских методиках такой релаксации. Он состоит из видеоматериалов и аудиопрактик, которые за 10 уроков научат контролировать свое эмоциональное состояние. Научитесь бороться со стрессом вместе с Викиум!

Как придумали

Великие основоположники психоанализа Зигмунд Фрейд и Карл Густав Юнг исследовали бессознательное, они заложили основу для развития арт-терапии как одного из способов психотерапии. Когда мы занимаемся каким-то искусством не на заказ, а для себя, мы выражаем свои чувства, эмоции, проецируем свое состояние на холст, глину, музыку. А значит, используя эту особенность, можно избавиться от накопленного негатива.

Прислушавшись к собственным внутренним ощущениям, можно перенести их на объект искусства, который будет выражать «собственное я»

Само понятие арт-терапии ввел художник Адриан Хилл, который обратил внимание на позитивное влияние творчества на больных туберкулезом. Важный аспект такой практики — дальнейший разбор вашего произведения вместе со специалистом

Он поможет выявить глубинные проблемы, а также понять, что означают те или иные образы. Кроме того, арт терапия относится к профилактическим мерам, чтобы стресс не успевал накапливаться, а негатив своевременно трансформировался во что-то внешнее.

Связь аборта с замиранием плода

Искусственное прерывание физиологического процесса, при котором в матке женщины развивается новый человеческий организм, противоречит самой природе человека. Женский организм не может определить, желательна ли или нежелательна беременность. Последствия аборта приводят к формированию неполноценного слоя, выстилающего внутреннюю полость матки во время второй фазы выделения менструаций. Это вызывает беременность, при которой имплантация оплодотворённой яйцеклетки происходит не в полости матки.

Даже в случае удачного размещения желточного мешка, качество мукозного слоя матки не будет выполнять все потребности плода в подаче питательных веществ и кислорода. Отклонение может стать причиной неразвивающейся беременности или гибели эмбриона.

Как проходит процедура?

Пациентам дается чистый лист бумаги, масляная пастель и цветные карандаши. Далее им предлагается совместно создать два каких-либо рисунка, тему они выбирают сами, а потом – еще четыре, но на них специалист дает собственные инструкции.

Все рисунки создаются за один сеанс, но после каждого выполненного рисунка члены семьи должны обсудить свои эмоции от работы и результат. Вот какие работы предлагаются пациентам:

Рисунок 2

На одном листе каждый член семьи рисует всю семью, то есть себя и остальных. Существует лишь одна рекомендация – изображать людей в полный рост.

Рисунок 3

Портрет семьи. Абстракция. Это задание объясняется не самым простым способом, поэтому сначала специалист просто просит изобразить портрет семьи как абстракцию, а потом отвечает на все вопросы.

Рисунок 4

Образ из каракулей. Сначала каждый рисует свою каракулю, а потом пациенты начинают крутить лист бумаги, добавляя все новые и новые элементы. А кто-то нередко просто оставляет все, как было нарисовано изначально.

Рисунок 5

Объединение каракулей. Похоже на предыдущий рисунок, но после завершения индивидуальных рисунков, членов семьи просят все объединить в одну картину. Они должны выбрать чью-то каракулю за основу и создать что-то общее. Это задание показывает специалисту, как выстроены отношения в семье. Может ли семья проявить себя как единое целое на одном замкнутом предмете, и как они обращаются со своими и чужими границами. Также, впоследствии, специалист сравнивает 4 и 5 рисунок, что позволяет ему диагностировать некоторые семейные проблемы.

Рисунок 6

Каждому снова предлагается нарисовать свободный рисунок. Его диагностика и анализ несут в себе много полезной для специалиста информации. Теперь рисунок отражает все переживания и чувства человека после предыдущих занятий и взаимодействий. По нему можно определить уровень стрессоустойчивости и внутренней стабильности.

Задачи, решаемые семейной арт-терапией

Данные занятия решают как диагностические, так и коррекционные задачи, среди которых:

  • опыт детей в отношениях с родителями или братьями и сестрами;
  • влияние родителей на детское восприятие мира;
  • проработка семейного опыта в прошлом;
  • выявление переживаний всех членов семьи, которые не были высказаны и осознаны;
  • причинно-следственные связи реакций и взаимодействий;
  • коррекция дисфункционального поведения членов семьи;
  • помощь в решении семейных конфликтов;
  • проблемы родительского поведения.

На занятиях семейной арт-терапией всем членам семьи предлагается выполнять некоторые задания, как говорили ранее, обычно они носят изобразительный характер. Нередко специалисты дополняют занятия играми или театрализацией, а также используют музыку.

Также специалисты предлагают создавать повествования, как письменные, так и устные. Обычно достаточно даже одного занятия для того, чтобы диагностировать и оценить взаимодействия между членами семьи. Для этого используют такие техники, как:

  • общая разработка и изображение герба семьи;
  • рисование или театрализация сцен из жизни;
  • совместное творчество (это может быть рисунок, коллаж или даже скульптура);
  • создание каракулей, которые позднее обсуждаются и объясняются каждым членом семьи;
  • совместное создание семейного портрета. Он может быть реалистичным или метафорическим (например, в образах животных или предметов, изображение определенными цветами, героями или картинками из журналов и книг);
  • рисование дома, в котором живет семья, а также изображение их ежедневных дел в его стенах;
  • описание семейных событий (это могут быть не только приятные события вроде торжеств и отдыха, а и трудные и неприятные моменты);
  • изображение проблем между членами семьи (конфликты, болезни, неудачи и другое);
  • прорисовка жизненных ценностей каждого человека и общих ценностей;
  • описание жизненных ситуаций внутри семье в развитии (то есть серия рисунков, фотографий, картинок);
  • обдумывание и визуализация целей семьи;
  • рисование жизненного пути семьи, что тоже включает в себя серию рисунков и изображением самых важных этапов развития семьи;
  • рисование и обсуждение индивидуальных и общих хобби;
  • изделия из песка, создание иллюстраций на разные темы.

Данные виды техник могут быть выполнены одним человеком, поочередно или совместно. Причем в последнем случае существует несколько реализаций. Например, члены семьи сначала обсуждают задание, как они видят ее исполнение, описание предмета (чаще всего в этот момент происходит описание проблемы).

Наблюдая за процессом обсуждения, специалисты нередко улавливают тонкости взаимодействий, а также видят сложности и думают над решением. В другом варианте реализации членам семьи советуют воздержаться от обсуждений.

В таком случае специалисту легко увидеть положение каждого члена семьи и его позицию. Грамотный специалист всегда сможет выявить не только семейные проблемы, но и заметит сильные стороны пациентов и расскажет, как ими пользоваться.

Ниже приведем факторы психокоррекции на занятиях подобного рода:

  • проработка дисфункциональных взаимоотношений;
  • реакции взаимодействий;
  • принятие или непринятие чувств себя или другого;
  • получение опыта, который получен впервые и совместно;
  • взаимодействия (особенно – сопереживание);
  • получение новых знаний и новых позиций;
  • обучение решения конфликтов (с помощью компромиссов, обсуждений, выражения чувств и понимания).

Виды арт-терапии

Каждый выбирает для себя то направление творчества, которое ему проще выполнить, ведь многие из нас имеют нетворческие хобби или не увлекаются искусством вовсе. Однако существует несколько распространенных направлений, которые выполняют конкретную функцию.

Фотография. Фотографирование является способом передачи изображений, максимально приближенным к реальности

Поэтому запечатление ярких моментов, дальнейшее составление коллажей или композиций из этих фотографий позволяет выявить акценты, на которых человек заостряет свое внимание. Анализ такой деятельности позволяет понять, какие подсознательные проблемы тревожат человека

После этого при помощи той же фотографии можно начать решать проблему — снимать позитивные картины, визуализировать свои цели.
Музыка. Музыку можно как слушать, так и исполнять, даже сочинять. Стоит обращать внимание на выбор жанра в зависимости от настроения, преобладание мажорных или минорных тональностей. Выявив такие закономерности, можно использовать их для коррекции собственного состояния.
Рисунок. Любой вид изобразительного искусства с применением технологий, инструментов, материалов будет полезен в качестве терапии. Можно копировать другие произведения или создавать собственные, главное — сконцентрироваться на самом процессе.
Кино. Кинотерапия проводится обычно совместно со специалистом, потому что важным элементом здесь является обсуждение сюжета, поступков героев, их взаимодействия. Так выявляются ценности, на которых концентрируется человек.
Сказки. Такой вид применим ко всем, в том числе к детям. Чтобы выявить проблему, понять свое отношение к ней, решить ее, рассматривается какой-то сюжет. В данном случае это может быть сказка, легенда или любая книга.

Некоторые препятствующие и дефицитарные бессознательные факторы, которые влияют на течение беременности, и возможность психокорекционной работы

Можно выделить препятствующие и дефицитарные факторы, которые влияют на появление бессознательных негативных установок, которые препятствуют благоприятному течению беременности. Препятствующие факторы – это интенсивные аутоагрессивные установки, которые появляются как результат опыта, связанный с негативными ожиданиями, вытесненный в бессознательное негативный опыт прошлых беременностей, закрепленное поведение, например, «привычка» к выкидышам. Такого рода проблемы решаются с помощью рациональных методов, с включением элементов эмоциональной коррекции. Прояснение скрытых мотивов существенно улучшает эмоциональное состояние пациентки и способствует стабильности ее физического состояния.

Дефицитарные компоненты, препятствующие нормальному зачатию и вынашиванию, относятся к области символического описания самого процесса вынашивания и родов. Организм женщины на психическом плане оказывается не готов к изменениям, связанным с беременностью, и «протестует» против изменения, как против болезни или оказывается слишком «инфантильным», чтобы принять новый опыт. Направление работы в этой области – создание (внедрение) бессознательных символических установок на «правильное по алгоритму переживание процесса беременности и родов. Эта работа может проводиться методами гештальта с использованием символов, методов активного управляемого воображения и недирективного гипноза. В этих случаях создаются (конструируются) новые образцы символического поведения. Новый символический опыт часто может быть предложен в кооперации с проработкой символических следов старого травматического опыта. Отдельную группу проблем у тех, кто обращается за психологической помощью по поводу беременности, составляют проблемы системного характера, в которых на первом плане – иммунные механизмы. Тем не менее, новейшие достижения в области психоиммунологии свидетельствуют, что при создании целенаправленных символических бессознательных установок на изменения функционирования биология организма дает позитивные сдвиги.

Что делать в период восстановления

Собственноручно определить то, что плод замер сложно, симптоматика практически не прослеживается. При подозрении на замершую беременность, женщине проводят узи и лабораторный анализ, в ходе которого в сыворотке крови или моче определяется концентрация хорионического гонадотропина. После подтверждения неразвивающейся беременности, врач проводит процедуры по извлечению мертвого ребенка из утробы матери. 

Далее ведущий гинеколог назначает пациентке комплекс исследований состояния её здоровья. После получения результатов и устранения факторов, которые могут пагубно отразиться на следующей беременности, врачом назначается перерыв в ее планировании. Чтобы восстановление организма прошло быстрее, рекомендованную паузу нужно грамотно использовать:

·         пересмотреть количественную и качественную характеристику питания;

·         заняться посильными физическими тренировками;

·         отказаться от приема алкоголя и сигарет;

·         укрепить иммунную систему, подобрав подходящий витаминный комплекс;

·         проверить уровень гормонов;

Весь период восстановления использовать надежные методы контрацепции, сберегать позитивный настрой.

Для чего нужна

Что дает такая терапия? Помимо стабилизации эмоционального состояния, она развивает творческое мышление. Но мы рассмотрим основные психологические аспекты, на которые она благоприятно влияет:

  • повышает самооценку и уверенность в себе за счет наблюдения сиюминутного результата собственной деятельности;
  • снижает уровень стресса за счет концентрации внимания на ярких красках, мелких деталях, необычных формах, монотонной деятельности;
  • помогает бороться с депрессивными состояниями за счет анализа собственных проблем, нахождения путей их решения;
  • позволяет оценить со стороны межличностные конфликты для их наилучшего разрешения;
  • способствует глубокой рефлексии для анализа мотивов собственных поступков, определения ценностей.

Заключение

С начала использования изобразительных средств эффективность метода доказывали с помощью психоанализа. Это объяснялось тем, что любой результат творчества – это результат работы подсознания. То есть пациент не может контролировать психику в момент создания творческого продукта.

На итог влияют фантазии, страхи, какие-то воспоминания и ощущения в пространстве. По сути, специалист создавал в голове пациента какой-то образ, однако он всегда был индивидуальным, в зависимости от ощущений человека. На это влиял исключительно внутренний мир и бессознательная часть психики.

Создание образа в голове, а далее на листе бумаги, имеет много общего с созданием образов во снах. Там они могут смешивать, накладываться один на другой. То есть, по сути, главная задача специалиста сводится к тому, чтобы отключить сознание пациента.

Дать волю его бессознательного самовыражения в символических образах. Сначала человек представляет образ, затем переносит его на бумагу, а только потом смотрит и оценивает его сознанием, разумом

Поэтому данная методика помогает добиться самоорганизации личности, это особенно важно для пациентов, у которых по каким-либо причинам она была разрушена или расстроена

Гуманистическая психология повлияла на распространение арт-терапии для детей и родителей. Именно с помощью нее было доказано, что во время творческого процесса проявляется активность подсознания, что обеспечивает рост и становление личности, а также раскрывает ее потенциал и скрытые таланты

Но не менее важно, что помимо проработки проблем и конфликтов, совершается внутренний психологический подъем и самовыражение

Любой из методов, описанных выше, помогает специалисту установить уровень связей между членами семьи, их близость, умение отстаивать интересы, роли, занимаемые в жизни, а также способы их общения.

Все это помогает психологу выстраивать дальнейшие занятия, прорабатывать проблемы, которые он установил по результатам арт-терапии семейных проблем, а также оценивать динамические изменения. А занятия в целом позволяли членам семьи открывать свои чувства и сближаться между собой.

Арт-терапия часто используется на занятиях с вербально ограниченными людьми, которые не позволяют психологам вмешиваться в личное пространство. В таких случаях искусство позволяет как-то вытащить наружу проблемы их подсознания

Любой специалист понимает насколько важно обсудить с пациентом его мысли и чувства о рисунке, так как это является началом понимания проблемы, с которой в дальнейшем и придется работать

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Сказка жизни
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: